Завтра в театре кукол «Аистёнок» состоится премьера спектакля «Последний срок» по одноимённому произведению Валентина Распутина. Именно это произведение в 1970 году принесло автору всемирную известность. Его часто ставят в драматических театрах, но воплощение на сцене профессионального театра кукол повесть обрела впервые.
Над спектаклем работала приглашённая постановочная группа из Беларуси. Режиссёр Игорь Казаков осуществил уже третью постановку на сцене Иркутского областного театра кукол. Художник-постановщик – Татьяна Нерсисян, лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска» и национальной театральной премии Республики Беларусь. Композитор – Егор Забелов, автор музыки к спектаклям и кинофильмам.
В «Последнем сроке» сочетаются два плана – кукольный и живой. Для кукольного плана создано более десяти планшетных кукол. Главная героиня – старуха Анна, исполнена в полный рост, выполнена механика глаз и рта. По замыслу режиссёра, куклой управляет не один актёр, а целый ансамбль исполнителей – дети главной героини Варвара, Люся и Михаил. А голос старухе Анне дарит актриса Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Эмма Алексеева.
Мир кукол даёт безграничные возможности, позволяющие проникнуть в самые потаённые уголки человеческой души, осознать и принять то, о чём так непросто сказать. Дом Анны – это место, через которое прошло время и оставило свой отпечаток. Он ровесник старухи, может быть, даже старше её. В нём обшарпанные стены, старомодная обстановка и уже не нужные предметы, покрытые слоем пыли. Дом отражает забытость Анны своими детьми. Символично, что она живет в тёмной комнате, и не может жить в светлице
— Татьяна Нерсиян, художник-постановщик
Спектакль создан к 85-летию драматурга Валентина Распутина, поставлен в рамках федеральной программы «Культура малой Родины» и станет первой премьерой 88 театрального сезона театра кукол «Аистёнок».
Повесть «Последний срок» была опубликована в 1970 году в журнале «Наш современник». Она признана центральным произведением литературного направления «деревенская проза», переведена на разные языки.