Выберите город или район:



Круглый стол о научном кино в регионах прошел в Иркутске

Круглый стол на тему «Как снимать научное кино в регионах» прошел во время фестиваля «Человек и Природа».

Разговор шел о том, чего не хватает в регионах для развития документального кинематографа
Источник: ОГАУК «Иркутский областной кинофонд»

«Лаборатория научного кино 2.0» в рамках Байкальского международного кинофестиваля «Человек и Природа» имени В. Г. Распутина провела круглый стол на тему «Как снимать научное кино в регионах». Разговор шел о том, чего не хватает в регионах для полноценного развития этого вида кинематографа и какие сегодня есть возможности у режиссеров и студий.

Участники собрались в Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского. На мероприятии присутствовали заместитель министра культуры Иркутской области Светлана Каплина, генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт» Дмитрий Якунин, ведущий продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа Ольга Филонова, кинорежиссер и руководитель видеостудии при Институте океанологии имени П. П. Ширшова РАН Владимир Марин, режиссер-документалист Юлия Бывшева, председатель Иркутского областного отделения Русского географического общества, доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения РАН Леонид Корытный, председатель Иркутского отделения Союза кинематографистов РФ Ольга Бельская и другие.

Разговор, по отзывам самих участников круглого стола, был продуктивным: эксперты высказали свое мнение о тех проблемах, с которыми они сталкиваются, создавая научно-популярное кино, и поделились мнением о том, как можно исправить ситуацию.

По словам Светланы Каплиной, в Иркутской области у кинематографистов есть большой запрос на создание научно-популярных фильмов, в которых экологическая тематика является основной. Это подтвердила ведущий продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа, ведущий продюсер конкурса «Взгляд в будущее» Ольга Филонова.

Среди фильмов Фонда сегодня 10 процентов занимает научно-популярное кино. У половины из них — авторы из регионов. Фестивали очень охотно берут эти киноленты. Главная тема — человек и природа. В этом году, например, было три фильма о Байкале

 — Ольга Филонова, ведущий продюсер Фонда поддержки регионального кинематографа

Участник «Лаборатории научного кино 2.0», кинорежиссер, лауреат премии «ТЭФИ» Ольга Домовцева добавила, что формат научно-популярного кино сегодня очень разнообразен. Авторы пробуют создавать нестандартные фильмы о науке в жанрах приключений, комедии и даже хоррора.

Участники согласились, что документальное кино сегодня становится художественным
Источник: ОГАУК «Иркутский областной кинофонд»

Дмитрий Якунин также отметил, что сегодня в России появляется много зрелищных документальных и научно-популярных фильмов с глубокой философской и художественной составляющей. Проблема, по мнению продюсера, состоит в недостатке маркетинговых ходов и промоакций, особенно когда речь идет о региональных проектах.

Есть стереотип, что подача научных знаний сопровождается назидательностью, которая не нравится зрителю. Здесь, действительно, очень важно найти формат подачи материала. Удачный, на мой взгляд, пример — это фильм Владимира Марина «Миры на Байкале. 15 лет спустя», сделанный на основе интервью, условно говоря, дилетанта, «чайника» с учеными. Это интересно не только специалистам, зрителям среднего возраста, но и детям

— Дмитрий Якунин, генеральный продюсер продюсерского центра «Мувистарт»

Владимир Марин, в свою очередь, рассказывая о практическом опыте, подчеркнул, что главное при создании научно-популярного кино — разместить в центре сюжета событие, которое интересно самому автору. Если создатель равнодушен к теме и ему не нравится то, что он делает, то и зрителя такое кино не затронет, убежден режиссер.

Есть два таких разных режиссера: Кшиштоф Занусси и Стивен Спилберг. И когда Занусси спросили: «Как вы относитесь к фильмам Спилберга?» Он ответил: «Ему нравится то, что он снимает, и мне нравится то, что я снимаю». Если вы сняли то, что вам интересно, если вы зафиксировали оригинальное событие и сделали это с увлечением, то зрителю тоже это понравится

— Владимир Марин, кинорежиссер и руководитель видеостудии при Институте океанологии имени П. П. Ширшова РАН

С Владимиром Мариным не согласилась старший научный сотрудник Лимнологического института Юлия Сапожникова. Она занимается исследованиями в области ихтиологии, сама написала сценарий и стала участником съемок в качестве героя. Юлия видит проблему в том, что сценарист и режиссер нередко смотрят на предмет съемок по-разному. Но приоритетная позиция остается за режиссером: именно он решает, каким будет фильм, а мнение сценариста вторично. Юлии хотелось бы услышать, как прийти к консенсусу.

Кинодокументалист Юлия Бывшева, которая работает со студентами Иркутского филиала ВГИК и участвует в отборе фильмов для фестиваля регионального кино, тоже не согласилась с мнением Владимира Марина.

Есть немало авторов, которые не Спилберги и не Занусси, снимающие кино «для себя». Оно интересно им самим, но не зрителям. Когда в их адрес высказывается критика, они отвечают «я так вижу»

— Юлия Бывшева, режиссер-документалист

Кстати, в этом году она представила на 22-й Байкальский кинофестиваль «Человек и Природа» свою работу «Шишкинские писаницы». Этот фильм стал лучшим в номинации «Научно-популярное кино» и получил признание СМИ-жюри.

Авторитетное мнение по поводу выбора контента высказал доктор географических наук Леонид Корытный.

Для меня важно, чтобы в фильме на современном уровне была показана научная сторона. Обязательно должно быть видно, с использованием каких современных технических средств работают ученые. Конечно, должна быть острая тема. И еще в научно-популярном фильме, по моему мнению, должен быть герой, и это не водоросль. Должны быть именно человек и природа

— Леонид Корытный, главный научный сотрудник Института географии имени В. Б. Сочавы Сибирского отделения РАН

Все участники круглого стола согласились с тезисом о том, что документальное и научно-популярное кино сегодня с точки зрения изображения становится художественным. Позитивным фактом является то, что на научно-популярное кино государством стали выделяться достойные гранты. И то, что появилась «Лаборатория научного кино 2.0» тоже знаково.

Евгений Безбородов снимает научно-популярное кино для телеканала «Культура». Он отмечает сложность процедуры оформления документов при получении субсидий и считает, что процесс нуждается в упрощении.

Ольга Бельская вспомнила опыт Восточно-Сибирской студии кинохроники, где снималось научно-популярное кино. Но эта работа расценивалась кинематографистами как второстепенная. Идеальный вариант, по ее мнению, в том, что при научном институте есть своя группа с профессиональными оператором и режиссером, которые погружены в тематику. Это мнение поддержали ученые — участники круглого стола, сотрудники Лимнологического института Михаил Макаров и Константин Кучер, которые участвовали в погружении на глубоководных аппаратах в Байкал, а также Нина Шатохина из Института химии имени А. Е. Фаворского.

Среди проблем, о которых шла речь на круглом столе, также отмечалось, что регионам не хватает ресурсов, чтобы удержать молодых режиссеров. Они уезжают, в основном, в Москву, где больше возможностей. При этом приезжие киногруппы не знают местной специфики, в частности не оценивают климатические условия, расстояния, а также, в силу ограниченности времени, не погружаются в тематику. Логично при съемках в регионах поддерживать местных кинематографистов.

В конце заседания Дмитрий Якунин подчеркнул важность такого критерия, как социально преобразующий контент. По его словам, кино, которое ставит важные проблемы, сегодня должно помогать в их решении. В этом смысле фестиваль «Человек и Природа» — прекрасный пример того, как создавать импакт-контент.