Дайте угадаем. Сегодня вся ваша лента заполнена поздравлениями, сердцами и историями о любви. А мы подумали: где, как не в музее, искать вечное романтичное? И, пообщавшись с Наталией Тарасовой, научным сотрудником художественного музея им. В. П. Сукачева, нашли золото. А именно: истории любви, которые сохранились на века в его стенах.
Анна ИЩЕНКО
Романтичные признания, милые прозвища и тайные переписки — все это в нашей подборке историй о любви прямиком из художественного музея им. Сукачева. Смотрим, читаем и умиляемся.
«Прикованная Андромеда», Доминико Скотти
На картине изображен сюжет древнегреческой мифологии. Главные герои — Андромеда, ее отец — царь Эфиопии Кефей — и Персей.
Согласно истории мифа, дело было так. Кассиопея однажды похвасталась своей дочерью, назвав ее красивее даже самих морских нимф. Посейдону это не понравилось, он разозлился и решил наказать царицу. Велел он морскому чудовищу Цетусу опустошить побережье Эфиопии. И когда Кефей узнал о приближении чудовища, он обратился к оракулу, который сказал, что спасения не будет, пока царь не отдаст свою дочь Андромеду чудищу.
Между судьбой всей Эфиопии и жизнью одной девушки было решено пожертвовать последней. Так Андромеда оказалась прикованной к скале. Увидев девушку, Персей сразу же влюбился и решил, что будет сражаться с чудищем за красавицу.
Отец дал согласие, и Персей отправился сражаться с чудищем. Здесь пригодилась голова Горгоны, в помощью которой он и победил Цетуса. Андромеду можно назвать настоящей счастливицей, ведь она была не только спасена от гибели, но и обрела свое счастье. В этот момент зародилась знаменитая история любви.
Для XIX века сюжет с этой легендой был довольно популярен, настолько, что даже он стал аллегоричным. И поэт Гавриил Державин, написавший «Персея и Андромеду», увидел в Андромеде Россию, а в Персее — Александра I, в чудовище же — Наполеона. Такие вот в этой истории можно найти параллели
— Наталия Тарасова, научный сотрудник художественного музея им. В. П. Сукачева
«Императрица Мария Федоровна», Константин Маковский. «Александр III», Василий Худояров
Начнем с портрета Марии Федоровны. Ее удалось запечатлеть одному из самых талантливых русских живописцев — Константину Маковскому. На портрете невероятно красивая императрица изображена в драгоценностях, которые так или иначе подчеркивают, что она русская. Даже диадема стилизована под кокошник.
Все потому, что Мария Фёдоровна — датчанка по происхождению. Но она так сильно прониклась русской культурой, что даже украшения выбирала соответствующие
— Наталия Тарасова, научный сотрудник художественного музея им. В. П. Сукачева
К этой красавице Александр III проникся чувствами после гибели своего брата Николая Александровича. Дело в том, что Мария была невестой Николая. Однако он погиб после продолжительной болезни. Преемником престола в то время стал Александр Александрович. И чтобы цесаревич смог принять императорский титул, необходимо было вступить в брак.
Можно сказать, что тогда привязанность между Марией и Александром возникла на общем горе. Обоим погибший Николай был очень дорог. Но после похорон, Дагмар, как ее звали по-настоящему, уезжает к себе в Копенгаген
— Наталия Тарасова, научный сотрудник художественного музея им. В. П. Сукачева
Александр решает написать письмо отцу Дагмар, где говорит о том, что хочет видеть девушку рядом с семьей в такое время. Сама девушка не придает этому значение и, проявив исключительный такт, отвечает:
«Моя потеря такая недавняя, что я сейчас просто боюсь проявить перед ней свою непреданность. С другой стороны, я хотела бы это услышать от самого Саши. Действительно ли он хочет быть вместе со мной, потому что ни за что в жизни я не хочу стать причиной его несчастья».
В начале января 1866 года родители Александра III объявляют о своем решении женить сына на принцессе датской, той самой Дагмар, и Александр с этим соглашается. Он приезжает к ней в Копенгаген и первое время они находят друг в друге утешение. Но вскоре Александр понимает, что он может полюбить Минни, как ее звали дома.
Он написал отцу в Петербург, что влюблен в Дагмар и готов на ней жениться. Вскоре было официально объявлено о помолвке цесаревича Александра Александровича и принцессы Марии Софии Фредерики Дагмар.
Целый год они готовились к свадьбе. И когда им пришлось разлучиться, влюбленные все равно обменивались письмами. Вот как Мария Федоровна описывает свои чувства в разлуке с Александром.
«Мой милый, душка, Саша!
Я даже не могу тебе описать, с каким нетерпением я ждала твое первое письмо и как была рада, когда вечером получила его. Я благодарю тебя от всего сердца и посылаю тебе поцелуй за каждое маленькое нежное слово, так тронувшее меня. Я ужасно грустна от того, что разлучена с моим милым и от того, что я не могу разговаривать с ним и обнимать его, это единственное утешение, которое еще теперь остается.»
Вскоре влюбленные воссоединились. В большом соборе Зимнего дворца 12 октября 1866 года состоялась торжественная церемония, в ходе которой Дагмар получила новое имя — Мария Фёдоровна, и новый титул — великая княгиня, а 28 октября они с Александром поженились, и с тех пор этот день ежегодно отмечали в императорской семье.
А вот здесь следует уточнить, что в случае с Марией Федоровной это скорее исключительно счастливый финал: иностранных невест не сразу принимали у нас в стране и зачастую относились к ним настороженно. Но Мария Федоровна сумела расположить к себе императорскую семью, и ее сразу же полюбили.
Вообще Александр и Мария были абсолютно разными, даже внешне. По характеру тоже. К примеру, Александр был большим, грузным, можно даже сказать: производил мощное впечатление. Мария же, наоборот, — миниатюрная, хрупкая. Александр был спокойным, терпеливым, молчаливым. Мария же вначале славилась взрывным характером. Была довольно вспыльчивой, энергичной, но при этом хрупкой и грациозной. Но со временем она стала спокойной и терпимой
— Наталия Тарасова, научный сотрудник художественного музея им. В. П. Сукачева
Александр души не чаял в Марии. В своем дневнике он писал: «Такую жену, как я имею, дай Бог каждому иметь, и тогда можно быть спокойным и счастливым».
Пара редко расставалась, но если государственные дела вынуждали сделать это, они всегда писали друг другу письма. Самая длительная разлука состоялась во времена войны с Турцией за освобождение Болгарии.
Вот как Александр писал своей супруге с фронта: «Ты не в состоянии себе представить, какая пустота без тебя и какая тоска. И тревога меня обуревает, когда мои мысли обращаются к тебе и к тому времени, какое я должен еще провести вдали от тебя. Временами меня охватывает отчаяние, и я брожу, как неприкаянная душа».
Фарфоровая группа под названием «Опасный путь»
Вы наверняка видели чувственные скульптуры и памятники. Чего стоит только знаменитая «Амур и Психея» (находится в Эрмитаже) или Фонтан Марии Медичи в Люксембургском саду.
В Иркутском художественном музее в миниатюре есть своя история любви. Она напоминает нам о том, как важно заботиться друг о друге в повседневной жизни. А еще от нее просто невозможно оторваться. Смотрите сами!
Каждая деталь, будь то дощечка или тоненький дамский пальчик, очень скрупулезно выточена. И неудивительно, ведь речь идет о Мейсенской фарфоровой мануфактуре, находившейся в Германии. Это было самое крупное производство такого типа, и именно здесь определился стиль всего европейского фарфора.
С 1713 года здесь изготавливали роскошные сервизы. Также из твердого фарфора рождались настоящие шедевры скульптуры. В художественном музее представлено сразу несколько «зарисовок» из жизни людей того времени в бытовом жанре. Можно подолгу рассматривать все это многообразие форм изделий и изысканный декор.
Мы же подробно остановимся на романтическом сюжете. Кавалер в голубом пиджаке и розовых панталонах изящно опустился на колено перед дамой сердца. Вероятнее всего, он предлагает помощь в прохождении через деревянные дощечки. По тому, как одета дама, можно сделать некий срез моды того времени. Девушка наряжена очень помпезно. Вы, вероятно, подумали, что герои идут с какого-нибудь приема, и поэтому выглядят очень нарядно. Но нет, по словам Наталии Тарасовой, в ту эпоху такая одежда считалась повседневной.
Впрочем, видно, что нашим героям вовсе не до оценок. Вся композиция наполнена романтическими символами. Здесь и амуры, и взгляды, и смущение героев. Кажется, в номинации «самая романтическая история музея» вот-вот победит эта чувственная работа!
«Портрет императрицы Александры Федоровны», Макарий Сергеевич Безродный
И завершает наш хит-парад романтичных историй музея парные портреты Александры Федоровны и Николая II.
Николай Александрович и Александра Федоровна познакомились еще будучи подростками. Николаю было 16 лет, а Александре всего лишь 12. Тогда у них впервые зародились теплые чувства. Вторая встреча состоится через 5 лет, после которой царевич признается в этом пока только дневнику:
«Я мечтаю когда-нибудь жениться на Алекс. Я давно люблю ее. Но особенно глубоко и сильно — с 1889 года, когда она провела шесть недель в Петербурге. Все это время я не верил своему чувству. Не верил, что моя заветная мечта может сбыться».
Несмотря на чувства молодых людей к друг другу, родители Николая II были против их союза. Александр III и Мария Федоровна подобрали сыну другую партию.
Но влюбленные вели тайную переписку, в которой помогала сестра Александра. Для полной конспирации они даже использовали чужие имена.
Вскоре Александр III сильно заболел, а на этот момент Николай так и не женился, отказываясь от предложенной партии. Понимая, что Александр вот-вот может оставить престол, император решает благословить брак сына с Александрой Федоровной.
Тогда, в 1894 году, конечно, она была не Александра Федоровна, она была Алиса Гессен-Дормштадтская. У них, так скажем, на трауре прошел медовый месяц, но, тем не менее, всю оставшуюся жизнь можно назвать медовым месяцем длиной в 23 года. Такой она была счастливой.
— Наталия Тарасова, научный сотрудник художественного музея им. В. П. Сукачева
Вы только прочитайте письмо Николая II к Александре:
«Моё драгоценное солнышко!
Я проснулся с твоим милым именем на устах и так глубоко и горячо молился за твое благополучие, здоровье и счастье! Моя маленькая, моя единственная, невозможно выразить словами, как я тебя люблю! Я полон моей любовью, благослови тебя Бог, моя Алекс».
По словам Наталии Тарасовой, и этой паре, и предыдущей императорской семье очень повезло. Таких браков, когда супругу выбирали по любви, а не соглашались на выгодный выбор родителей, можно пересчитать по пальцам. По историческим данным, это была одна из самых крепких и счастливых семей в истории императорской России. Они также редко расставались, за исключением военного времени. А когда все-таки приходилось, они снова и снова писали друг другу теплые письма. Алекс говорила, что очень скучает и «целует на ночь в подушку Ники». В 1915 году Александра писала Николаю на фронт, когда в годовщину они все-таки не смогли быть вместе:
«Первый раз за 21 год мы проводим этот день не вместе. Мой дорогой мальчик, какое счастье и какую Любовь ты дал мне за эти годы! Я сохранила то платье принцессы, в котором я была в то утро, и я надену твою любимую брошку».
У этой самой брошки, кстати, тоже есть своя история. Когда в первый день влюбленные встретились, Николай подарил девушке бриллиантовую брошь. Но Александра не смогла принять столь дорогой подарок от своего троюродного брата. Но в день помолвки Николай надел на Александру эту брошку, и она ее уже не снимала. И она стала символом их трепетной большой любви.