Выберите город или район:



Иркутский Дом народного творчества на VIII Международном форуме в Беларуси

VIII Международный форум «Традиционная культура как стратегический ресурс устойчивого развития общества» проходит в Могилёве. Доклад о развитии народных ремёсел в Иркутской области сделала директор Иркутского областного дома народного творчества Людмила Герда на научно-практической конференции «Народное декоративно-прикладное искусство: от истоков до современности».

Иркутский музей на VIII Международном форуме в Беларуси
Источник: ИОДНТ

Международный форум проводится в Могилёве с 2012 года. Сейчас здесь собрались учёные и специалисты по изучению фольклора и традиционной культуры из восьми стран: Беларуси, Азербайджана, Армении, Казахстана, Узбекистана, Китая, Кыргызстана и России (от Камчатки до Брянска). Участие в форуме позволяет расширить границы культурного пространства, обменяться полезной информацией и опытом работы, а также наладить тесные деловые контакты для дальнейшего культурного сотрудничества. Организаторами выступили Министерство культуры Республики Беларусь, Могилёвский облисполком, Могилёвский областной центр народного творчества и культурно-просветительной работы.

Сердце Восточной Сибири, Иркутскую область, презентовала собравшимся Людмила Герда. Она рассказала, что особенности развития народного декоративно-прикладного искусства здесь, с одной стороны, это опора на переселенческие традиции, привнесённые из западных русских провинций, а с другой стороны, это огромное влияние искусства местных народов и жителей стран Востока. Одна из основных задач культурной политики Прибайкалья — сохранение, поддержка и развитие народных ремёсел, которую выполняет Иркутский областной Дом народного творчества.

Сейчас в регионе работает 766 коллективов, в которых более 10 тысяч человек занимаются ремёслами, декоративно-прикладным и изобразительным искусством. Приоритетные виды — художественная керамика и гончарное дело, народная кукла, кружевоплетение и ткачество, художественная обработка бересты, плетение из природных материалов (соломы и лозы), художественная роспись и резьба по дереву, национальные виды ремесел коренных народов (выделка кожи, валяние из шерсти, обработка конского волоса)

— Людмила Герда, директор ИОДНТ

Традиционные фестивали и конкурсы, творческие лаборатории, проводимые в регионе, дают возможность людям обмениваться опытом, повышать свой профессиональный уровень, создавать новые коллаборации. 75 мастеров, изучающих, возрождающих и сохраняющих традиционные ремёсла как неотъемлемую часть культурного наследия народов региона, носят почетное звание «Народный мастер Иркутской области». Они передают свои знания подрастающему поколению и представляют регион на самом высоком уровне.

Директор Иркутского областного Дома народного творчества Людмила Герда также познакомила участников международного форума с ремесленными проектами, которые по праву могут считаться брендами Иркутской области. Это «Сибирский шёлк» Центра Славянской культуры поселка Атагай Нижнеудинского района, где коллективу удалось в реальности воссоздать процесс от посадки льняного семени до изготовления полотна на ткацком станке. Проекты «Виноградовское подворье» Центра ремесел села Гуран Тулунского района и «Мы бережно храним сибирские ремесла» Дома народного творчества старинного села Бельск Черемховского района объединяют мастеров и жителей, которые любят традиционное декоративное искусство, приобщают туристов к культурному наследию.

Бренд женских аксессуаров LeNo, интересен тем, что он связан с деревянным зодчеством Иркутска. Авторская керамика с Байкала Tavolga семьи Таволжанских и «БайГол» семьи Голендеевых имеет свой неповторимый оригинальный стиль, в котором сочетаются сибирские традиции декоративного творчества и современные тенденции керамического искусства. «Илимская роспись» — эта техника художественной росписи, возникшая в Усть-Илимске в 90-е годы на основе стилей нижнетагильской росписи, восходящих к урало-сибирской. К молодым по историческим меркам направлениям также можно отнести способ вышивки «Иркутская гладь», трансформированный народным мастером Иркутской области Марией Азеевой из сочетания полтавской глади и русского шва. Цветы, вышитые в этой технике, стали центром композиции региона для акции «Вышитая карта России».