14 сентября 1902 года в Иркутске родился авиаконструктор, ставший одним из создателей отечественного вертолетостроения, Николай Камов. Сегодняшний материал портала «Культура 38» посвящен человеку, который, как считается, создал слово «вертолет».
Детство, отрочество, юность
Отец Николая Камова был преподавателем словесности, а мать — акушеркой. Однако сын не пошел по стопам ни одного из родителей: уже в детстве он мечтал стать инженером, в отрочестве он увидел аэроплан в действии и в юности окончательно определился со своей страстью. После поступления в институт Николай Камов сразу записался авиакружок, а с третьего курса стал изучать авиастроение самостоятельно.
Став самым молодым выпускником Томского технологического института, Николай Камов начал работать инженером-механиком на московском заводе Юнкерса, где немецкие машины ремонтировались за счет инвесторов. Через несколько лет Камов перешел на работу в «Добролет», где инициировал производство советских деталей самолетов взамен дорогостоящих немецких. Более того, благодаря Николаю Камову авиамашины не только ремонтировались, но и совершествовались.
Первый советский автожир
После поступления в 25-летнем возрасте под руководство Д. П. Григоровича Николай Камов заинтересовался идеей создания летательного аппарата с винтовыми крыльями. В 1929 году он вместе с Н. К. Скржинским создал первый советский автожир. Этот аппарат был похож на самолет, только сверху у него, как и у современного вертолета, был установлен винт, который использовался для подъема машины в воздух.
В 1931 году Николай Камов начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте, где в рамках военного задания разработал двухместный автожир А-7, который впоследствии использовался при корректировке огня и разведывательных операциях. Впервые в воздух А-7 поднялся в 1934 году.
Первый вертолет
В 1940 году в Советском Союзе появился первый завод винтокрылых аппаратов, директором и главным конструктором которого был назначен Николай Камов, его заместителем стал также уроженец Иркутска, Михаил Миль.
После окончания войны, во время которой Николай Камов эвакуировался за Урал, он вернулся в Москву и при Бюро новой техники ЦАГИ создал проект первого вертолета соосной схемы — Ка-8. В такой конструкции два установленных параллельно на разной высоте винта размещаются на одной оси и, вращаясь в противоположных направлениях, поднимают машину в воздух. Эта схема в итоге стала фирменным отличием камовских машин.
Демонстрация Ка-8 имела большой успех, благодаря которому Камов впоследствии возглавил специализированное конструкторское бюро с собственной производственной базой. Так появилось КБ Камова, которым иркутский авиаконструктор руководил всю жизнь.
В этом конструкторском бюро были созданы корабельный вертолет Ка-10 «Иркутянин», палубный Ка-15, который должен был использоваться для борьбы с подводными лодками, пассажирский Ка-18, который развивал тему «воздушного такси» и Ка-25, способный поднимать большое количество специального радиолокационного оборудования для поиска подлодок.
В 1965 году впервые поднялся в небо Ка-26, первый отечественный вертолет, получивший сертификаты соответствия США, ФРГ и других стран.
Памятник советским авиаконструкторам
5 июля 2023 года в Иркутске открыли памятник, посвященный советским авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю. Мемориал появился на улице Ленина между домами № 40 и № 46.
Предложение увековечить имена иркутских авиаконструкторов поступило от мэра Руслана Николаевича Болотова и председателя Думы Евгения Юрьевича Стекачева. В качестве инвестора выступила Госкорпорация «Ростех».
Так иркутяне увековечили память о Николае Камове, талантливом инженере, патриоте своей малой родины, впервые подтвердившем на практике эффективность соосной схемы, описанной еще Михаилом Ломоносовым.