День рождения иркутского авиаконструктора Николая Камова

14 сентября 1902 года в Иркутске родился авиаконструктор, ставший одним из создателей отечественного вертолетостроения, Николай Камов. Сегодняшний материал портала «Культура 38» посвящен человеку, который, как считается, создал слово «вертолет».

Николай Ильич Камов (1902–1973)
Источник: Ростех

Детство, отрочество, юность

Отец Николая Камова был преподавателем словесности, а мать — акушеркой. Однако сын не пошел по стопам ни одного из родителей: уже в детстве он мечтал стать инженером, в отрочестве он увидел аэроплан в действии и в юности окончательно определился со своей страстью. После поступления в институт Николай Камов сразу записался авиакружок, а с третьего курса стал изучать авиастроение самостоятельно.

Став самым молодым выпускником Томского технологического института, Николай Камов начал работать инженером-механиком на московском заводе Юнкерса, где немецкие машины ремонтировались за счет инвесторов. Через несколько лет Камов перешел на работу в «Добролет», где инициировал производство советских деталей самолетов взамен дорогостоящих немецких. Более того, благодаря Николаю Камову авиамашины не только ремонтировались, но и совершествовались.

Первый советский автожир

У автожира КАСКР-1 (справа налево): Николай Камов, летчик Иван Михеев, Николай Стржинский
Источник: ИСТОРИЯ.РФ

После поступления в 25-летнем возрасте под руководство Д. П. Григоровича Николай Камов заинтересовался идеей создания летательного аппарата с винтовыми крыльями. В 1929 году он вместе с Н. К. Скржинским создал первый советский автожир. Этот аппарат был похож на самолет, только сверху у него, как и у современного вертолета, был установлен винт, который использовался для подъема машины в воздух.

В 1931 году Николай Камов начал работать в Центральном аэрогидродинамическом институте, где в рамках военного задания разработал двухместный автожир А-7, который впоследствии использовался при корректировке огня и разведывательных операциях. Впервые в воздух А-7 поднялся в 1934 году.

Первый вертолет

Михаил Миль
Источник: irk-live.ru

В 1940 году в Советском Союзе появился первый завод винтокрылых аппаратов, директором и главным конструктором которого был назначен Николай Камов, его заместителем стал также уроженец Иркутска, Михаил Миль.

После окончания войны, во время которой Николай Камов эвакуировался за Урал, он вернулся в Москву и при Бюро новой техники ЦАГИ создал проект первого вертолета соосной схемы — Ка-8. В такой конструкции два установленных параллельно на разной высоте винта размещаются на одной оси и, вращаясь в противоположных направлениях, поднимают машину в воздух. Эта схема в итоге стала фирменным отличием камовских машин.

Демонстрация Ка-8 имела большой успех, благодаря которому Камов впоследствии возглавил специализированное конструкторское бюро с собственной производственной базой. Так появилось КБ Камова, которым иркутский авиаконструктор руководил всю жизнь.

В этом конструкторском бюро были созданы корабельный вертолет Ка-10 «Иркутянин», палубный Ка-15, который должен был использоваться для борьбы с подводными лодками, пассажирский Ка-18, который развивал тему «воздушного такси» и Ка-25, способный поднимать большое количество специального радиолокационного оборудования для поиска подлодок.

В 1965 году впервые поднялся в небо Ка-26, первый отечественный вертолет, получивший сертификаты соответствия США, ФРГ и других стран.

Памятник советским авиаконструкторам

5 июля 2023 года в Иркутске открыли памятник, посвященный Николаю Камову и Михаилу Милю
Источник: ogirk.ru

5 июля 2023 года в Иркутске открыли памятник, посвященный советским авиаконструкторам Николаю Камову и Михаилу Милю. Мемориал появился на улице Ленина между домами № 40 и № 46.

Предложение увековечить имена иркутских авиаконструкторов поступило от мэра Руслана Николаевича Болотова и председателя Думы Евгения Юрьевича Стекачева. В качестве инвестора выступила Госкорпорация «Ростех».

Так иркутяне увековечили память о Николае Камове, талантливом инженере, патриоте своей малой родины, впервые подтвердившем на практике эффективность соосной схемы, описанной еще Михаилом Ломоносовым.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться