Название спектакля — крылатая фраза из трагедии «Ромео и Джульетта». Её перед смертью бросает в лицо губителям заколотый в драке Меркуцио. Это — проклятие всем враждующим, всем, проливающим кровь. Мир устал от войн, Верона истощена междоусобицами. Давно пора положить им конец. Но как? Об этом — трагикомедия Григория Горина «Чума на оба ваши дома!» в постановке заслуженного артиста России, режиссера Геннадия Гущина.
На охлопковской сцене разом вспыхнули венецианский карнавал с искромётной тарантеллой, жаркие фехтовальные схватки, неистовые страсти, язвительный гротеск. А в центре всей этой круговерти — любовь.
Приоткроем закулисные тайны создания «Чумы».
Зрителя сразу покоряют стилизованные многофактурные костюмы с интригующими силуэтами и причудливыми головными уборами, которые придумала художник по костюмам Оксана Готовская. Пошивочный цех драмтеатра сделал грандиозную работу и создал четыре смены невообразимых одеяний всего лишь за два месяца. В сцене свадьбы — золотой цвет и головные уборы в виде колпаков. На карнавале — костюмы с зеркальными элементами, которые невольно наводят на мысль: не всё золото, что блестит. Длина костюмов неровная, «скачущая». Создатели намеренно поозорничали с нарядами жителей Вероны. Ревю «чумовых» туалетов сопровождает калейдоскоп масок. Мы видим маски карнавальные, противочумные, традиционные личины комедии дель арте. Все эти маски, головные уборы, кубки, бочки изготовили в бутафорском цехе. Рукодельница Светлана Нечаева, к примеру, изнутри затягивала все маски бархатом и крафтом, смастерила объёмные бусы для леди Капулетти и сделала 24 праздничных шарика для свадьбы. Только представьте, на одном таком шарике семь слоёв папье-маше, которые бутафор обклеила вручную! На создание всех составляющих постановки ушло около 200 литров клея ПВА.
Чарует взор красота декораций. Особенно витражи. Главный художник театра Александр Плинт открыл по секрету, что декораторы сами делали краску. Требовалась такая, чтобы выглядела «стеклянно». Цеховая алхимия привела к нужному результату. Если присмотреться, то можно увидеть, что витражные лепесточки даже «пузырятся», как стекло.
Весомый вклад в богатство постановки внесла музыка иркутского композитора Андрея Волченкова.
— Она подчинена драматургии и событийному ряду. В «Чуме на оба ваши дома!» центральная тема — это любовь. Это настроение передаётся через Либертанго Пьяццоллы. Самая яркая и зажигательная вариация звучит во время танца Леди Капулетти и Синьора Монтекки, — рассказывает Андрей Волченков. — Лейтмотивом спектакля становится живое звучание аккордеона в руках особенного персонажа, обозначенного как Некто. Этот аккомпанемент меняется по ходу действия. То он грустный, то драматичный, то боевой. Оркестровые фрагменты для спектакля записаны в программной среде. Много времени и технических манипуляций ушло на то, чтобы музыка не звучала синтетически. На каждую аранжировку уходило от восьми до четырнадцати часов.
Конечно, самое ценное в охлопковской «Чуме» — блестящая актёрская игра. Главного героя Антонию, азартного и находчивого скитальца с отменным чувством юмора, играет Сергей Дубянский. Обаятельный проныра без гроша за душой, но с добрым сердцем, не в пример всей пышной знати, способен любить. Сергей очень точно и тонко ведёт свою партию. Каждый жест, каждый взгляд, как электрический импульс, отражается и усиливается живой реакцией зрителей в зале. Яркий колорит образа остроумный артист нашёл, удачно смешав авантюризм и дерзость Остапа Бендера с «чумовой» пластикой Джека Воробья.
Дарья Горбунова исполнила роль его возлюбленной Розалины. Бедная родственница в циничной богатой семье, она устала от унижений и помыкательств. Игрушка знатных сластолюбцев, вечная жертва, она вдруг становится отважной и неукротимой, когда отстаивать нужно нежданную, чудом посланную любовь.
Леди Капулетти — идеальная роль для Евгении Гайдуковой, где актриса смогла проявить свой пылкий темперамент, развернув широкую амплитуду чувств: страсти, коварства, мстительности и боли.
Трепетный образ с условным именем «Некто» создала Екатерина Константинова. Ради этой роли актриса за три месяца научилась играть на аккордеоне.
Я только к выпускной неделе начала адаптироваться к нагрузке, к весу аккордеона, освоилась с его устройством. Впервые мне пришлось исполнять роль, неразрывно спаянную с таким сложным инструментом. Роль как бы в соавторстве с ним. Всё, о чём молчала я, озвучивал, «говорил» аккордеон. Это интересная, уникальная задача, счастливая возможность для меня как для актрисы
— Екатерина Константинова, актриса драмтеатра
Увидеть охлопковский вариант фантазии Горина можно 25 ноября и 3 декабря на Основной сцене драмтеатра. Билеты доступны по Пушкинской карте.
Фото: Анастасия Токарская
Текст: пресс-служба Иркутского академического драматического театра им. Н. П. Охлопкова