Выберите город или район:



Аргамчи-Ыры — большой праздник тофаларского народа

Тофалары — коренной народ Южной Сибири, исторически проживавший в долине реки Уды и на северо-восточных склонах Восточных Саян. Внесены в перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В июле 2022 года в селе Алыгжер — столице Тофаларии прошел национальный праздник малочисленного народа. Аргамчи-Ыры — возрожденный традиционный праздник народа тофов. Название переводится как «Арканьи игры».

Участники праздника
Источник: Муниципальное казенное учреждение «Районный центр народного творчества и досуга»

По традиции открыл праздник шаман, который провел обряд освещения и попросил духов тайги ясного неба и хорошего настроения.

Праздник включает в себя проведение различных обрядовых игр-состязаний с воссозданием этнографической обстановки. В этом году муниципальное образование — Тофаларское, Нерхинское и Верхне-Гутарское — развернуло ярмарку с изделиями, выполненными из кожи и меха, на поляне были выставлены чумы.

Чум — традиционное жилище конической формы
Источник: Муниципальное казенное учреждение «Районный центр народного творчества и досуга»

Хозяйки чума соревновались в умениях приготовления национальных блюд и гостеприимства. В этом году звание «Лучшая хозяйка чума» досталось Ксении Васюковой. Кроме того, оценивались работы мастериц по декоративно — прикладному творчеству. Главный приз достался Ирине Варанкиной.

Источник: Муниципальное казенное учреждение «Районный центр народного творчества и досуга»

Важный этап праздника — это спортивные состязания по: национальному многоборью, метанию аркана, конным скачкам. Победитель состязания получает звание «Мэргэн Тофаларии». Звания «Лучший Мэргэн Тофаларии — 2022» в национальном многоборье удостоен коренной житель села Алыгджер Павел Мишаков, в состязании на конных скачках самым быстрым оказался Вадим Михайлов.

Весь день на главной сцене звучали песни и театральные постановки на тофаларском языке, исполнялись танцевальные композиции. По тофаларским обычаям участники праздника завязывали цветные ленточки на дереве, загадывая желание, жгли костер и водили вокруг него большой хоровод.

Отрадно, что в год культурного наследия народов России на нашей огромной территории проводятся такие праздники, как «Аргамчи — Ыры», главной целью которых является сохранение не только культурных традиций, но и этнокультурного многообразия и самобытности. И такие массовые мероприятия хорошо получаются тогда, когда на своем месте профессионалы своего дела, а это — целая команда

— Татьяна Рябушкина, директор Районного центра народного творчества и досуга
Участники праздника
Источник: Муниципальное казенное учреждение «Районный центр народного творчества и досуга»

В празднике участвовало более 200 человек, почетными гостями праздника были администрация Нижнеудинского района и носители традиций — старейшины тофаларского народа.

Оценивая сегодняшнее состояние празднично-игровой культуры тофов, необходимо иметь в виду, что экономическая ситуация последних лет внесла свои изменения в праздничный процесс. С приходом современной цивилизации в этнокультурной жизни тофаларского народа происходит активная ассимиляция.

Тофалары очень озабочены возрождением своих национальных промыслов, культуры, религии-шаманизма, остро стоит проблема восстановления оленеводства, проблема организации общин, проблема борьбы с алкоголизмом, занятости молодежи, возрождения национального языка. Еще одной сложностью является отдалённость территории (добраться туда возможно только на вертолете).

Дороговизна авиаперевозок заставила отказаться от формы представительного съезда, а последние исследования традиций малочисленного народа проводились в 90-х гг. научными сотрудниками Иркутского областного Дома народного творчества.

Но, несмотря на все трудности администрация Нижнеудинского района, Управление по культуре, спорту и молодежной политике, Районный центр народного творчества и досуга, Этнокультурный центр Тофаларии активно поддерживают и проводят работы по сохранению традиций и обычаев коренного народа. В детских садах и школах внедряется тофаларский язык, лингвистами разработана родная письменность, изданы словарь и букварь. В клубных учреждениях на сцену стали приглашать знатоков фольклора, создаются тофаларские ансамбли песни и танца, заказываются сценические костюмы с учетом национальной специфики.