…Николай Петрович Бурляев сам попросил, чтобы показ его фильма сопровождался творческой встречей со зрителями. «Ему это важно», — пояснил Михаил Корнев, организатор фестиваля документального кино в Иркутске, который проходит в рамках Дней русской духовности и культуры «Сияние России». Открывал фестиваль сам Николай Бурляев: 31 августа в Иркутске прошел показ документального фильма «Боже! Чувствую приближение Твое!», посвященный Андрею Тарковскому.
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
Воин света
Кинотеатр «Баргузин» — самый большой кинозал в Иркутске, и он почти полон, а люди все идут и идут: увидеть великого актера, которому посчастливилось работать с величайшим мастером.
— Дорогие иркутяне, гости нашего города! — поприветствовал собравшихся организатор фестиваля Михаил Корнев, — сегодня к нам приехал замечательный человек, дорогой наш гость, Николай Петрович Бурляев. Народный артист России, председатель Союза деятелей Славянской культуры, председатель общественного движения «Культурный фронт России»…
Перечислять общественные нагрузки Николая Бурляева можно долго: в свои 77 лет он также является депутатом Госдумы РФ, и с 1992 года ведет за собой созданный им международный форум православного кино «Золотой витязь».
Николай Бурляев привез в Иркутск свой фильм под названием «Боже! Чувствую приближение Твое!» Название — это строчка из дневника Андрея Тарковского, и весь фильм — посвящение ему. Основой сюжета стали исповедальные дневники режиссера и записи самого Николая Бурляева, который написал сценарий и выступил одним из режиссеров документального фильма, вместе с Дмитрием Чернецовым. Картина посвящена 90-летию со дня рождения Андрея Тарковского.
Николая Бурляева иногда называют «воин света». Если в своих ролях он часто играл людей неуверенных, даже скромных, ищущих, то в жизни он совсем иной: непримиримый, порой резкий, крепко знающий свою дорогу. Таким он предстал в Иркутске — в светлом костюме, улыбчивый, аккуратный, легкий. Вышел на сцену — словно взлетел:
— Очень рад вас видеть! Я думаю, что все мы получим удивительные эмоции в предстоящий час. Поскольку вы увидите на экране фильм, которыми не баловал наш российский кинопрокат, ставший уже отделением американского кинопроката на протяжении этих 32 лет, когда понижали духовный уровень нашего народа и в кинотеатрах показывали нам всякую эффектную пустоту и пошлость.
Встреча с гением
Николай Бурляев впервые снялся в кино в 14-летнем возрасте — это была курсовая работа Андрея Кончаловского «Мальчик и голубь», получившая в 1962 году на кинофестивале в Венеции приз за лучший развлекательный фильм для детства. Кончаловский и посоветовал исполнителя главной роли Тарковскому для фильма «Иваново детство». Режиссер говорил в интервью, что фильм вряд ли бы родился, если бы не две вещи. Первая — это режиссерское решение: противопоставить войне счастливое детство Ивана. И второе — это Коля Бурляев, о котором он тогда уже слышал. И этот фильм тоже получил награду на том же фестивале 1962 года в Венеции, но уже главный приз «Золотой лев».
И уже тогда, будучи подростком, Бурляев наблюдал за Тарковским. В фильме «Иваново детство» он во многом играл режиссера, копируя его движения, интонации. Перед премьерой в Иркутске Николай Петрович поделился:
— К фильму, который вы сейчас увидите, я шел необыкновенно долго. Обычно интервал между фильмами у режиссеров — три-пять лет. Так работали Бондарчук, Никита Михалков, так работал и Тарковский. Создать фильм — это все равно что родить ребенка, только еще дольше зреет сам замысел. Я же вынашивал этот замысел 62 года — с тех пор, как 14-летним мальчиком меня привели на «Мосфильм», чтобы я попробовался на фильм «Иваново детство», и я увидел Андрея Тарковского. И принял этого человека с первого взгляда в сердце. Я не знаю, как это происходит, есть какие-то тайные, необъяснимые, психологические, интуитивные категории. Вот попал человек в сердце! И тогда, глядя на этого человека — ему было 28 лет, Андрею Арсеньевичу, — ну что?.. Обычный человек вроде бы. Даже чуть-чуть нервнее, чем обычный. Все время покусывал ногти… А видел, что это — гений. Тогда — интуитивно, а сейчас это абсолютно подтверждается. Детское сердце почувствовало правду и истину этого человека. Я увидел, что он не здесь. Хотя плоть его — здесь, а через глаза-то видно, что душа его — там. Он «там» был больше, чем здесь, где страдал, прошел очень трудную жизнь. Он абсолютно осознанно ее прошел, удивляя всех: как это возможно?! При том режиме в СССР делать то, что ты хочешь! И так, как ты хочешь! И сказать новое слово о кино. Нам завидовали — актерам, которые играли у Андрея Тарковского. «Они — от Тарковского!» — значит, это что-то особое. И я чувствовал это отношение. Фильм «Андрей Рублев» — как ему вообще дали делать его в стране, где была запрещена религия, вера, она была в опале. Шестидесятые годы, Хрущев говорил — скоро я вам покажу последнего попа. И вдруг — фильм о святом! Тогда он не был святым, и может быть, благодаря фильму присмотрелась наша церковь к служению Андрея Рублева и канонизировала его?
Не секрет, что Николай Бурляев неодобрительно относится к коммерческой политике современного кинематографа:
— Сейчас наши прокатчики стремятся к успеху в первый уик-энд — чтобы собрать все деньги, пока еще люди не поняли халтуры, подмены, обмана. Всё не так у нас, в нашем кино и в культуре. Но мы на переломе. И сейчас мы должны что-то противопоставить этому. Я вообще не думал, что буду делать документальные фильмы. Я окончил ВГИК, чтобы делать игровые фильмы, и я их делаю. Но сейчас я снял уже третий документальный фильм, причем с сорежиссером. Я меняю отношение к тому, что два человека, оказывается, могут вместе создавать произведение. Не буду много говорить о фильме, но я вам желаю, чтобы было такое же ощущение, как у зрителей на премьере этого фильма в кинотеатре «Октябрь» в Москве. Полторы тысячи мест, и все заполнены, хотя идет документальный фильм. И потом люди говорили, что во время показа было одно желание: только бы он не кончался! Я вам желаю, чтобы у вас у всех было такое ощущение и чтобы все мы побывали на небесах: там, где должна быть душа наша, взирающая на красоту и на истину. А после фильма мы поговорим.
И вот он, сам фильм. Тонкий, поначалу неброский. Дальше — разный: яркие или приглушенные краски, громкая рябина или еле слышный снег в кадре. Все очень гармонично сплетено со временем и работами Андрея Тарковского. Не сразу отличишь, что снималось в наше время, а что взято из архивов. Звучит и его подлинный голос. Все это создает единую историю, в которой вроде бы нет сюжета, но ее смотришь не отрываясь. Режиссер оказался прав: хотелось смотреть еще и еще, не прерывая это общение с великим мастером.
Разговор после фильма
После показа зрители имели возможность поговорить с мастером, спросить его о чем-то. Но большинство выступающих не задавали вопросы, а стремились высказать благодарность и передать свои эмоции.
— Здравствуйте, я очень волнуюсь… — начала одна зрительница.
— А не надо волноваться, здесь все свои, — успокоил Бурляев.
— Я хочу сказать огромное спасибо за этот фильм, думаю, его надо показывать студентам.
— Я был бы счастлив, если бы его увидели все. Потому что сейчас людям не говорят с экрана о том, что жаждет услышать их душа: о жизни и смерти, о бессмертии, о вечности. Но это от вас зависит, пойдет ли фильм. Он уже третий месяц в прокате и пока еще держится, а дальше зависит от ваших заявок. Если будут просьбы к кинотеатру показывать его, будут группы, то фильм будут продолжать показывать.
Одна зрительница поблагодарила Николая Петровича за его работу и рассказала, что все ее любимые фильмы — советских лет, особенно «Свой среди чужих, чужой среди своих»:
— Если бы встретила Никиту Михалкова, я бы ему в пояс поклонилась за фильм. Я ему писала, но не знаю, доходит ли…
— Дойдет, — серьезно пообещал Бурляев, — я с ним встречаюсь через два дня и передам ваши слова.
И зал обрадованно захлопал этому маленькому чуду.
— Здравствуйте, меня зовут Леонид, выражаем вам большую благодарность за фильм, он правда замечательный. Отдельную благодарность выражаю оператору — великолепная операторская работа! Теперь, если позволите, вопрос. Сегодня очень часто звучит утверждение что в современном искусстве, в частности, в кино не хватает души. Я с этим согласен, и мне интересно узнать Ваше мнение: что есть для Вас душа в кинематографе, в искусстве, в жизни?
— Душа в искусстве — это было показано сейчас этим фильмом и всеми фильмами Тарковского. Он свою душу выражал, а через душу принимал, от Создателя интуитивно принимал… О вере, правда, мы с ним не говорили. Но он был проповедником самого высокого. И умел это так сделать, что он завораживает всех крупнейших режиссеров мира. Они его почитают режиссером номер один на планете! Они не могут дотянуться. Бергман хотел туда подняться, вроде бы он жил в христианской стране, в Швеции. И — не мог туда подняться. А Тарковский — в атеистической стране, в Советском Союзе прорывался, несмотря ни на что. И удивлял всех абсолютно, и меня — как можно вот так, бесстрашно, как будто не существует ни цензуры, ни редактуры? Ему было очень трудно. А он все равно пел — эту песню души. А то, что вас сейчас обманывают успехами нашего кино… Сейчас у нас главный фильм — это «Чебурашка». Этот фильм поставил мой ученик, он учился у меня авторской режиссуре при ВГИКе. Ну, я радоваться должен вроде, что мой ученик стал самым кассовым режиссером страны! Но в этом фильме нет вообще положительных героев. Все отрицательные, вплоть до детей. Слабый сценарий и слабая режиссура, к сожалению, я не смог его научить. Актеры вроде избранные, известные, я очень люблю Гармаша. Но и его здесь показали не в лучшем виде.
И этот фильм ставят в пример: «Посмотрите, кассу собрал!» Я был в зале, я не поленился, пришел — ну, все-таки ученик фильм сделал. Одни дети на десятой минуте говорили: «Мама, пойдем!» Другие сидели, подсмеивались над всем этим. «Свернули» сознание поколению этой пошлостью, вседозволенностью.
«Мы с Михалковым в детстве были ужасные хулиганы»
— Николай Петрович добрый вечер, меня зовут Дмитрий. Я хочу выразить вам благодарность за такой чудесный фильм и за ваш труд. Главная война — она незримая, и она ведется за души людей. Нравственное воспитание — настолько фундаментальный вопрос, что от этого фундамента зависит не просто наше завтра, а будущее через десятилетия. Как мы воспитаем наших детей, такой и будет наша страна. Я вам желаю идей и творческих успехов, чтобы как можно больше людей вас слышало.
— Я не хотел работать в кино, когда грянула перестройка, — поделился Бурляев, — я перестал работать, вы меня не видели на экране все эти годы. Я не ставил ничего как режиссер — я не хотел участвовать в этом рыночном процессе. Отыскивать деньги, унижаться. Но сейчас у меня стало появляться желание работать! Я снял подряд три документальных фильма, и Дима Чернецов говорит: «Ну, что дальше?» Я говорю: «Дима, я не могу просто так работать, я могу делать только то, под чем я полностью подписываюсь, что будет крайне необходимо для меня!» И я захотел снять фильм о друге детства, о необыкновенной личности — о Никите Михалкове. Потому как я его знаю 64 года. Но никто не знает то, что мы с ним вместе шалили, ужасные хулиганы были. И он стал такой личностью мощной. И многие считают: «Это барин!» Кстати, я и тоже, ему потом говорил: «Я думал, что ты такой барин, идешь по жизни легко!» А то, как он жил, страдал, я увидел в фильме документальном «Анна от 6 до 18». Сейчас мы с Никитой Михалковым ездим по всей стране со спектаклем «Двенадцать». Он меня вытащил на сцену! Хотя я вообще зарекся быть на сцене. Я был артистом академического театра имени Моссовета пятнадцати лет отроду. Играл с Мордвиновым, Марецкой, Орловой, Раневской, Бирманом, Пляттом — я был сын полка. Но уже там понимал, что не буду в театре всю жизнь. Так вот Никита меня вытащил. И сейчас он сделал шедевр-спектакль. Сил у нас ушло очень много, мы в пандемию все это делали, мне пришлось прекратить всю свою работу, он тоже все бросил. В масках сидим — полгода, каждый день, по пять-шесть часов. Изнурительная работа, а дальше — премьера в Большом театре. Сейчас спектакль ездит по всей стране, и лично для меня он выше, чем то, что Никита сделал в фильме. Кстати, он не взял ни одного актера из прежнего состава, только сам играет. И мы сейчас оговариваем с ним — есть возможность, что мы сюда приедем в Иркутск и покажем вам его.
Так вот, этот фильм я хочу снять. А еще — фильмы о Сергии Радонежском, и — о Суворове. Вот этой темой я сейчас загорелся, Суворовым. Если удастся, это будет явлен такой пример! Человек, который ни одного сражения не проиграл, генералиссимус! Простой абсолютно, с солдатами ел кашу. Хитрый, умный, взлохмаченный — ну, юродивый просто. Какие были люди-то! Давайте будем прощаться, чтобы я вам уже не был в тягость. Но я оставлю в памяти этот зал, который от начала до конца был вот такой — внимательный, духовный, жаждущий самого высокого. С Богом!
Сам фестиваль документального кино в Иркутске продолжается. Впереди — еще один показ: во вторник, 12 сентября, в кинотеатре «Баргузин» можно будет увидеть фильм иркутского режиссера Марии Филатовой «Последний первопроходец». Тема фильма — Русская Америка в жизни купца и мореплавателя Григория Шелихова. Начало — в 18.00.