Многие по привычке ассоциируют краеведческий музей с пыльными чучелами животных, рогами оленей и прочими избитыми предметами. Но сегодня музей выходит за рамки таких штампов, становясь современным пространством, где проходят встречи, мастер-классы, лекции, презентации, фестивали, театрализованные экскурсии. Иркутский областной краеведческий музей имени Н. Н. Муравьева-Амурского в этом отношении идёт в ногу со временем и стремится соответствовать запросам посетителей.
Екатерина САНЖИЕВА
С директором учреждения Сергеем Ступиным мы поговорили о том, какие сюрпризы ожидают посетителей обновленной Музейной студии, что такое «Сибирский литературный треугольник» и почему музейное дело всегда современно.
— Сейчас идет реконструкция нашей Музейной студии, — рассказал Сергей Геннадьевич. — Почему решились на обновление? В прошлом году мы формировали концепцию развития на ближайшие четыре года, заслушивали соответствующие предложения руководителей экспозиционно-выставочных отделов о том, как они видят развитие своих подразделений. Тогда же заведующая Музейной студии Юлия Стременецкая провела детальный анализ работы отдела. В городе есть интересные выставочные пространства, которые конкурируют с нашей площадкой. Но многие художники, мастера стремятся попасть именно в наши залы. Это понятно: центр города, профессиональные экспозиционеры, красиво выстроенные выставки. У нас работают специалисты, которые стараются сделать выставку «от первого лица». Это живое пространство, где зритель не только может увидеть работы, но и пообщаться с автором, задать ему вопросы, чему-то научиться. В студии проходят мастер-классы, квесты, лаборатории, творческие встречи, лекции.
На открытии всегда полные залы, аншлаг. Художник приглашает своих друзей, родных. А потом начинается работа выставки и привлечь посетителей, в условиях выставочной конкуренции, становится сложнее. Вот мы и решили использовать богатейшую коллекцию мебели из наших фондов, формировавшуюся столетиями. По сути, это будет музей мебели. Одно пространство оставим под сменные выставки, а в остальных расставим мебель на красивых подиумах. Будут и еще интересные «фишки». Но об этом мы подробно расскажем читателям позже. Скажу одно: это будет необычно и зрелищно.
— Какие еще креативные новые форматы вы внедряете?
— Новый интересный формат — развитие межрегионального сотрудничества. Мы собираемся подписать договор с калининградским музеем-заповедником «Музей мирового океана» (первый в России комплексный музей мирового океана, посвященный судоходству, морской флоре и фауне, геологии и гидрологии — прим. авт.) о сотрудничестве, чтобы иметь возможность обмениваться выставками.
Сейчас ледокол «Ангара» на ремонте. Три больших помещения там будут обновлены. Планируем приобрести современное мультимедийное оборудование, готовим новую экспозицию. Много интересных задумок.
— Слышала про проект «Сибирский литературный треугольник», в который вошел Иркутский областной краеведческий музей. В чем его суть?
— Это, кстати, тоже пример межрегионального сотрудничества. Автор идеи «треугольника» директор Красноярского краевого краеведческого музея Валентина Ярошевская предложила объединить в единый проект три музея. В прошлом году мы выезжали на родину Василия Шукшина в село Сростки, где находится его музей. Тогда же решили привезти выставку о Шукшине в Иркутск. В музее В. Г. Распутина в мае 2023 года мы торжественно презентовали выставку (представлены личные вещи, рукописи, книги) «Там, где живет Шукшин. Продолжение». Экспозиция рассказывает о любви Василия Шукшина к своей малой родине, которую он пронес через всю жизнь. Большая часть привезенных материалов посвящена жизни писателя в Сростках и тому, как родное село стало для него творческой лабораторией. Представлена история проведения Шукшинского праздника и создания музея-заповедника в Сростках. Сейчас мы едем в Сростки, где 23 июля открываем выставку, посвященную Валентину Распутину. И этим летом в Иркутске откроется экспозиция Красноярского краевого краеведческого музея о писателе Викторе Астафьеве.
— Расскажите об этой экспозиции поподробнее.
— Выставка «Расскажу о себе сам… В. П. Астафьев» словно книга, в которой прозаик сам рассказывает о жизни, о времени, о себе. Можно будет увидеть профессиональные документы и редкие семейные фотографии, Игарское детдомовское детство, военные кадры, трудовые послевоенные будни, встречи Астафьева с государственными и общественными деятелями, с писателями и актерами, рыбаками и охотниками, молодежью.
Выставка будет презентована в июле, в рамках федерального проекта «Музейные маршруты России» и межмузейного проекта «Сибирский литературный треугольник». Это и есть пример настоящего живого взаимодействия между музеями, обмен творческой энергией. Это привносит в музейную жизнь новые краски.
— В прошлом году отмечали пятилетие Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова). Наверное, в Анге тоже много новых событий?
— Там реализована целая программа. Состоялся конкурс на лучший проект скульптуры святителя Иннокентия. Совместно со студией «Форсайт» мы сделали мультфильм про святителя Иннокентия. Детскую книгу о святителе написал иркутский литератор Анатолий Байбородин. Был большой концерт с участием известной певицы Евгении Смольяниновой. Все было красиво, масштабно, духоподъемно. А в этом году 8 сентября будем праздновать день рождения святителя Иннокентия. Начинается он со службы, а потом ожидаются различные мероприятия: высадка кедров, концертная программа, открытие выставки.
— Слышала, что в музейном комплексе «Окно в Азию» работают интересные выставки.
— Одна из них — выставка по старообрядчеству. Также посетителям будет интересна экспозиция о ссылке и каторге в Восточной Сибири. Исторически наш край известен как место ссылки. На открытии, кстати, присутствовал профессор Александр Иванов — один из крупнейших специалистов по истории ссылки и каторги в России. Он нашел в экспозиции много интересных, новых материалов, назвал выставку историческим событием. Например, картинки, которые рисовали заключенные в Александровском централе. Заключенные имели возможность рисовать, они делали наброски из жизни и картины акварелью. Надо понимать, что помимо уголовников, там сидели и политические узники, как правило, образованные люди.
— Теперь немного философский вопрос. Считается, что в сложные, кризисные времена люди хотят получать заряд позитива и духовности. И в этом, по большому счету, главное предназначение учреждений культуры.
— Мы в этом русле и работаем. Нашему музею 241 год! За этот долгий период сформировались традиции и основные принципы работы музея, наши экспозиции постоянно обновляются. Мы не гонимся за скандальной славой, а планомерно работаем на основе своих фондов. Это 500 тысяч единиц хранения, из них 250 тысяч основного фонда. Мы стараемся что-то придумывать. Ведь важно не только удивить, но и заинтересовать посетителя, дать ему пищу для размышлений.
— Есть мнение, что в музеи ходит, в основном, публика возраста 45+. Это так?
— Не совсем. Например, Музей В. Г. Распутина, которому всего шесть лет, активно принимает школьников, студентов. Творчество писателя включено в школьную программу, поэтому в музее проводят учебные занятия. Свою роль играет Пушкинская карта. Музей Распутина становится популярным музейным пространством. Все меняется. Понимаете, музей — это живой организм. Это не древность, а современность. Музей был до нас и останется всегда. Потому что у человека всегда будет потребность созерцать и размышлять. А ничто так не располагает к этому, как живое общение с экспонатами, на которых лежит патина времени, которые хранят энергетику прежних эпох.
СПРАВКА
В настоящее время в составе Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского работают семь экспозиционно-выставочных отделов, где одновременно проходит порядка 20 различных выставок. Также сотрудники музея разработали более 80 музейных занятий и около 20 автобусных и пеших экскурсионных маршрутов по Иркутску и за пределы города.