Фото: Иркутский драмтеатр

Лучший зритель Евгении Гайдуковой

Амбициозная, эффектная, самобытная и очень простая в общении актриса Иркутского драматического театра им. Н. П. Охлопкова Евгения Гайдукова очаровывает с первых минут — настолько заразительны в ней жажда жизни и вера в то, что она делает. А её внушительное актёрское портфолио 24 апреля 2025 года пополнилось ещё на одну яркую героиню — принцессу Турандот из одноименной постановки Алексея Доронина.

Евгения ТОЛМАЧЕВА

Фото: Иркутский драмтеатр

— Расскажите о роли, которая стала для вас неожиданным вызовом. Как вы с этим справились?
— Если говорить откровенно, то каждая роль, даже эпизодическая, на протяжении всех 25 лет, которые я служу в театре, является вызовом. Почему? Потому что если автор раскрывает в персонаже определённые моменты, то нужно понять, откуда корни, докопаться до его глубин, может быть, даже до его детства. Понять, почему выбор героя в данный момент становится таким, а не другим. Поэтому каждая роль — это обязательный вызов. Почему человек в тех или иных обстоятельствах поступает так, а не иначе? Почему становится сильным, как, например, Леди Макбет или Антигона? Что движет людьми в тех или иных обстоятельствах? И почему они совершают эти поступки?

Я бы сравнила каждую роль с процессом производства духов. Вот где огромное количество ингредиентов, которые составляют репетиционный процесс! И ты пробуешь, смешиваешь, убираешь, добавляешь… И это такой медитативный и даже немножко маниакальный процесс на самом деле. Он заставляет меня

уноситься из реальной жизни и уходить в нового персонажа походкой, взглядом, жестами. Это очень интересная история знакомства с новым человеком, процесс его узнавания, который я безумно люблю.

— Как избежать участи актёра одного амплуа?
— Я думаю, что это невозможно. По крайней мере, скажу честно и откровенно, что в моём случае мне этого избежать не удавалось ни раньше, ни сейчас. Мы от природы наделены определенными чертами лица, голосовыми данными, характером, а это именно то, что помогает в работе над ролью, живёт на сцене. Так уж сложилось, что я всегда играю очень сильных личностей. Но я ни разу в жизни не играла отрицательных персонажей. Мне всегда достаются роли закалённых, не сломавшихся, не надломившихся даже, а выстоявших и берущих в свои руки судьбу. В моих героинях всегда есть правда, и, да, где-то я являюсь их адвокатом.

Мне никогда не удавалось играть, допустим, какие-то лирические образы, роли таких, скажем, «сладких» девочек, «девочек-конфеток». Хотя в жизни я совершенный антипод тем героиням, которых мне дают играть в театре. Сильные, эмансипированные, влияющие на судьбы других людей, ведущие, а не ведомые, — вот такие мне достаются героини. Я, наверное, так устала этому противостоять, что научилась смирению и принятию ролей.

«На всякого мудреца довольно простоты», в роли Клеопатры Львовны Мамаевой
Фото: Анастасия Токарская/Иркутский драмтеатр

Я помню, у меня был период, когда я сожалела, не понимала, негодовала по этому поводу. Сейчас же, наоборот, есть интерес к таким ролям, потому что всегда женщины страстные, яркие, управляющие массами, — это сильные, харизматичные и запоминающиеся персонажи. И теперь даже в жизни, когда я вижу сложных подростков, активных детей, понимаю, что это растут личности.

— Вы приняты в труппу охлопковского в 2000 году. И наверняка вы видите изменения, которые происходят и с театром, и со зрителем. Что хорошее можете отметить?
— Я считаю наш драмтеатр величественным, мощным, одним из лучших в стране среди всех российских театров. И желаю ему громких премьер! Соскучились мы по классике. (Улыбается).

— Каковы, на ваш взгляд, особенности спектаклей в репертуаре драматического театра им. Охлопкова, которые зритель не найдёт в столичных постановках?
— Мне кажется, театр есть театр во всех городах, на всех языках, во всех странах. Если прошёл спектакль, который затронул души людей, он может находиться где угодно. Если состоялось то чудо, при котором присутствует зритель, и, уходя со слезами из зала или ещё несколько дней вспоминая о событиях постановки, он смеётся, то без разницы в каком оно городе. Я не могу сказать, что наш или иной театр должны выделяться среди других. Мне кажется, если есть хороший режиссёр, хорошие артисты, хороший материал и всё сложилось, то это может быть где угодно.

У нас прекрасные артисты, и об этом я на протяжении четверти века слышу от многих режиссёров. Мне кажется, в нас огонь любви и признательности к театру продолжает гореть несмотря ни на какие обстоятельства. И пока чувства есть, я думаю, что спектакли будут в сердцах зрителей.

Фото: Иркутский драмтеатр

— 24 апреля состоялась премьера яркого, эффектного и незабываемого спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Алексея Доронина, в котором вы сыграли главную роль. Поделитесь впечатлениями от этой своей работы.
— Вы знаете, когда в театр приезжает режиссёр, для труппы он новый человек, которого пока никто не знает. Это очень интересно, ведь начинается такое движение в театре, ожидание чего-то, открывается новое дыхание. Когда приехал Алексей Доронин, с первой репетиции мы поняли, что всё будет хорошо. Хотя, признаться, сначала у нас были опасения и тревоги, связанные с тем, что на постановку отведено очень мало времени, а людей, занятых в спектакле, большое количество.

Рабочий процесс действительно проходил очень вдохновляюще. Было радостно всем актёрам, даже тем, кто играет безмолвных стражников. Для каждого из нас работа складывалась очень легко, очень творчески, с юмором и шутками. И все мы были спокойны, потому что человек, который приехал ставить «Принцессу Турандот», очень образован, начитан, очень подкован в своей профессии. В общем, Доронин вселил в нас такую уверенность, что всё шло как по маслу. Я думаю, что Алексей в наших сердцах останется навсегда, потому что он очень талантливый режиссёр.

При сложном репетиционном процессе он создал дружественную атмосферу для всей команды. Мы все поддерживали друг друга, настраивали, мотивировали, и это было потрясающе! Такие истории редко складываются, и они очень дороги всем, кто принимает в них участие. Я очень рада, что удалось поработать с Алексеем Дорониным. Сложилось всё: люди, настроение, тексты, костюмы, музыка, атмосфера. Дай Бог долгой жизни этому спектаклю!

— Были у вас переломные моменты, которые повлияли на отношение к профессии?
— Я выше уже отвечала на этот вопрос, но всё равно хочу добавить, что отношение к профессии у меня не изменилось. Я бы сказала, что оно стало более трепетным. В связи с тем, что с годами осознаёшь важность театра не только в своей жизни. Ты видишь, насколько театр может изменить человека, его жизнь, его сознание. Для этого достаточно даже одного похода. Поэтому нет, слава Богу, отношение к театру у меня не меняется. И я надеюсь, что это продлится ещё долгие-долгие годы.

— Как вы считаете, насколько сильна роль театра в жизни людей?
— Вы знаете, я раньше не понимала, не осознавала и не облекала в слова свои чувства к театру. Сейчас могу точно сказать, что театр очень важен в жизни людей, потому что он как будто бы кладёт человека на ладошку и уносит его от быта, от скверных мыслей, усталости, от нашего стремительного жизненного темпа. И это касается абсолютно всех: и взрослых, и детей. На какое-то мгновение ты вдруг можешь оказаться в другом мире, забыв на время о готовке, работе, уборке. Ты отключаешься и переносишься в иную придуманную Вселенную, в которую веришь с первой минуты.

Могу сказать, что я с этим знакома не понаслышке: мои друзья, которые приходят на спектакли, другие зрители говорят и пишут мне об этом, делятся своими впечатлениями. И это очень ценно. Особенно в наше стремительно развивающееся время, когда все куда-то бегут, когда всем некогда, когда мы ничего не успеваем. Но театр позволяет времени остановиться, чтобы унести в мир, где ты можешь рыдать навзрыд или хохотать. Мне кажется, это было и будет всегда.

Признаюсь, как-то я усомнилась в том, возможно ли развитие театра при таком стремительном техническом прогрессе, но сейчас могу сказать, что это становится ещё более ценно. Человек, работающий на сцене для тебя, в данную секунду может перенести тебя в другое пространство! Причём в каждом спектакле сделает это по-разному, это же всегда иная атмосфера. И вот это ежесекундное, ежеминутное складывающееся у тебя на глазах действие впечатляет. Это действительно магия театра!

«Деньги для Марии», в роли Марии
Фото: Анастасия Токарская/Иркутский драмтеатр

— Какие темы или жанры вы считаете самыми актуальными для современного театра?
— Жанры были, есть и будут разноплановыми. Именно разножанровость и привлекает множество людей различных возрастов, профессий, эмоциональных интеллектов. Разные люди любят разные жанры, и с этим не поспоришь. И если огромному количеству зрителей нужны только фарсовые комедии, чтобы смеяться до слёз и до рези в животе, то точно такому же количеству нужно испытывать сочувствие, сострадание, боль, тоску, грусть. Я считаю, что разнообразие жанров притягивает к театру огромное количество людей: бабушек, дедушек, мам, пап, школьников, малышей, начиная с 6-месячного возраста.

Сказать, что в современном театре мы пришли к какому-то единому жанру, конечно, нельзя. Мы к этому и не придём никогда. Что касается тем, то классические всегда будут актуальными: верность, любовь, достоинство человека, которое можно потерять в одночасье, патриотизм, любовь к родине, к детям, измена, предательство. Это вечные вопросы, вечные и важные моменты, которые будут неизменными. Они — столпы репертуара театра, как и сами жанры. Так что актуально всегда человеческое.

— Что бы вы хотели пожелать зрителям, которые часто посещают театр, и тем, кто придёт впервые?
— Мы очень много ездим на гастроли, и я могу сказать, что в Иркутске зритель такой родной, такой непохожий на зрителя в других городах. И именно в Иркутске чувствуешь себя безумно комфортно и доверительно по отношению к тем, кто приходит в театр. Поэтому мне бы ничего не хотелось желать, кроме как испытывать яркие впечатления, приходя смотреть наши премьеры. Наши зрители — верные, сопереживающие и такие поддерживающие, что иногда меня это даже удивляет. Иркутский зритель в моих пожеланиях не нуждается. Он самый лучший.

Расписание и другие события — в нашей «Афише».

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться