Она говорила, что считает необходимым выходить на сцену «на нерве». Ее творческий накал и жизненная харизма поистине фонтанировали. Некоторые сценические образы публика воспринимала неоднозначно, но дарование актрисы под сомнение никто поставить не мог. Речь о Елене Константиновне Волошиной — народной артистке РСФСР, одной из самых значимых актрис в истории Иркутского областного музыкального театра имени Н. М. Загурского, 2 мая ей исполнилось бы 100 лет.
Эта дата — повод перелистать страницы поистине незаурядной биографии артистки. В этом деле нам помогут архивные сведения, старые программки и свидетельства коллег Е. Волошиной, прозвучавшие на недавнем вечере, посвященном славной юбилейной дате…
Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ
Ссыльная актриса
Думается, что профессия этой женщине была просто предначертана судьбой. Ведь появилась Елена Волошина на свет в Ростове-на-Дону в семье дирижера. Ранняя вовлеченность в атмосферу творчества определила возникновение живого интереса девочки к театру. Но ее юность оказалась очень сложной. В годы Великой Отечественной войны пришлось пережить пребывание в немецком плену, хотя и недолговременное. По этой причине Волошину сослали затем в Воркуту. Далее все получилось по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Все дело в том, что в Воркуте девушка была принята на работу в Музыкально-драматический театр комбината Воркутуголь НКВД СССР. В составе этого необычного театра объединились заключенные, ссыльные и вольнонаемные. Здесь были и яркие профессионалы, и даровитые любители. В первую очередь следует сказать о режиссере Борисе Мордвинове. Ранее он работал в Большом театре. Сохранились воспоминания о том, что в северный край этот незаурядный деятель искусства попал потому, что был опьянен своим успехом и, ничего не боясь, однажды рассказал анекдот про Сталина. Закономерно, что такие вещи ни к чему хорошему не приводили. Вот и оказался режиссер в Воркуте. Иная судьба у дирижера Владимира Микошо. Блестящий музыкант с успешным опытом работы в столице отправился на Север потому, что, подобно героине статьи, побывал в немецком плену. Здесь же, в воркутинском театре, работал и яркий вокалист Борис Дейнека — перед войной один из ведущих солистов Всесоюзного радиокомитета. Обращала на себя внимание начинающая артистка из вольнонаемных — Вера Пясковская, которая через несколько лет придет на работу в Иркутский областной театр музыкальной комедии, как именовался долгие годы наш музыкальный театр.
Вот в этом необычном театре и состоялось творческое становление Елены Волошиной. Сотрудничество с такими мастерами, как Мордвинов и Микошо, многому научило. Кроме того, девушка превосходно танцевала и поэтому часто ставила танцевальные номера для разнообразных концертных программ, готовившихся театром. Но главное, что Елене Волошиной стали быстро поручать ответственные роли. Так, имеющаяся в архиве автора данной статьи программка показывает, что уже в 1945 году молодая артистка исполняла такую знаковую роль, как Сильва, в одноименной оперетте Имре Кальмана. Интересен и еще один момент: профиль театра был таков, что играть актрисе приходилось как в музыкальных, так и в драматических спектаклях. Это обстоятельство, несомненно, дало Елене Константиновне очень ценный опыт. И в дальнейшем периодически она поражала публику тем, какой неподдельный и глубокий драматизм умудрялась вкладывать в образы героинь музыкальных спектаклей.
Неудивительно, что после окончания ссылки Волошина работала в Барнауле как актриса драматического театра. Но этот период был недолгим. Уже в 1956 году она приехала в Иркутск, ставший главным городом в ее жизни.
Три сотни ролей
Дебютным спектаклем для 32-летней артистки в Иркутском театре музыкальной комедии явилась совершенно забытая сегодня оперетта «С Первым апреля» — творение одного из основоположников опереточного жанра Жака Оффенбаха. С этого момента Елене Волошиной стали поручаться все новые и ответственные роли, причем предельно разнохарактерные.
Волошинская индивидуальность была быстро замечена публикой. Надо заметить, что артистка всегда тяготела к созданию броских, гротескных образов. Поэтому многие находили в ее игре чрезмерную аффектацию, тогда как иных, напротив, это чрезмерно захватывало. Но для молодых читателей, которые уже не видели актрису на сцене, большой ошибкой было бы подумать, что она все время выдавала однотипные образы. Так, в мае 1966 года была поставлена оперетта «Девушка с голубыми глазами» Вано Мурадели. Героиня Волошиной — мать, потерявшая свою дочь во время пребывания в немецком плену. По законам жанра следует счастливый конец: мать и дочь встречаются. Но сам по себе образ Елизаветы Матвеевны был начисто лишен какой-либо «опереточности» и уж тем более аффектации. Он поражал исключительной глубиной драматизма и позволил зрителям прочувствовать широту творческого диапазона Волошиной. Вот что отмечалось тогда в рецензии, появившейся на страницах «Восточно-Сибирской правды»: «Сколько мужества, родниковой чистоты и очаровательного благородства в сцене встречи матери с дочерью! Без малейшего нажима, со стерильной точностью, поистине талантливо выполнен Е. Волошиной образ Елизаветы Матвеевны».
Как уже говорилось, Елена Волошина в молодости занималась танцами. Поэтому и спустя годы была предельно пластична, превосходно двигалась. Вот почему в 1970 году она снова удивила местную публику, появившись в характерной роли Свахи в балете «Даурия», музыка которого была написана дирижером театра Алексеем Кулешовым. Сюжетной основой стал небезызвестный роман иркутского писателя Константина Седых. Надо заметить, что балетмейстер-постановщик спектакля Надежда Пасикова адресовала после этого Волошиной довольно лестное замечание, сделанное на программке спектакля.
Всего Волошина сыграла в Иркутске более 300 ролей. На сцене любимого театра появлялась вплоть до самых преклонных лет. Выступала она и как режиссер-постановщик, либо ассистент режиссера. Наряду с этим немало внимания артистка уделяла работе с художественной самодеятельностью: была режиссером постановок, осуществленных драматическим коллективом Дома культуры имени Ю. А. Гагарина, а также Театром миниатюр Иркутского мединститута. Многолетние заслуги Елены Константиновны отмечены рядом почетных званий. В 1991 году она стала народной артисткой РСФСР, в 2006 году — почетным гражданином Иркутской области.
Память жива
Она ушла из жизни ровно 10 лет назад — в 2014 году. Но память о даровитой артистке продолжает сохраняться как среди коллег Волошиной, так и среди тех, кто помнит спектакли с ее участием. Наглядным свидетельством сохранения этой памяти стал вечер, прошедший на малой сцене музыкального театра 7 мая. Зал был заполнен практически полностью. В свою очередь организаторы смогли по-настоящему погрузить публику в атмосферу жизни и творчества Елены Волошиной.
Ни для кого не секрет, что на подобных вечерах нередко наблюдается стремление выступающих как можно больше показать себя. Но если говорить об артистах музыкального театра, выступивших с воспоминаниями о Волошиной, то ни к одному из них это замечание не может быть адресовано. Каждый актер говорил с такой теплотой, что человеку, отсутствующему на мероприятии, довольно трудно будет это прочувствовать. Вспоминали очень много смешных и по-настоящему трогательных эпизодов.
Сколько сердечности было в воспоминаниях хорошо известной иркутянам солистки театра Людмилы Борисовой! А мэтр коллектива, неподражаемый Николай Хохолков рассказал, как разыгрывал на гастролях Волошину, а она с некоей детской наивностью поддавалась на провокации. Припомнил он и первую встречу с артисткой сразу после своего прихода в театр в далеком 1961 году. Тогда Хохолков увидел Елену Константиновну на сцене в блестящем образе комической старухи, а на следующий день никак не мог поверить, что молодая женщина, представленная ему, и есть та самая «старуха».
А вот что сказал на вечере еще один корифей театра — Владимир Яковлев: «Гениальность актера в том, когда люди говорят: „Она же ничего не делает, а от него просто не могут оторвать глаз“. От Волошиной шла такая мощь, такая энергетика! Хочу сравнить: наверное помните такую актрису Богданову-Чеснокову. Знаменитая ленинградская артистка. Они ж как две сестры! Мы сидели как-то с маститыми артистами в Доме актера в Петербурге. Они вспоминали Богданову-Чеснокову, говорили: „Таких актрис больше нет“. А я сказал: „Ребята, вы где живете? В Петербурге. Центр информации. Где снимает телевидение. И идет на весь Советский Союз. Вот почему мы знаем Богданову-Чеснокову. А кто-нибудь из вас знает Елену Константиновну Волошину?“ Они сказали: „Нет, не знаем“. „Вот, — говорю, — если бы она была здесь у вас в театре, неизвестно, кто бы был на первых ролях“. Потому что Елена Константиновна была в первую очередь актрисой. Про Богданову-Чеснокову говорят, что она была в первую очередь клоунессой. Это немножко разные вещи».
Сегодняшняя публикация — не рецензия. Поэтому давать доскональный разбор музыкальной части юбилейного вечера здесь вовсе не требуется. Но невозможно не выделить наиболее яркие моменты. Ведь речь идет о творческом приношении выдающейся актрисе, своеобразной дани памяти. Несомненно, все присутствующие были очарованы блистательными сценами из музыкальных спектаклей, где просто бесподобно проявили себя Николай Хохолков и Владимир Яковлев. Оба корифея театра полны творческой харизмы, несмотря на то, что первому из них уже 85 лет! Из более молодого поколения артистов особенно впечатлила Людмила Шер как певица с бесспорной исполнительской культурой, очень грамотно распоряжающаяся имеющимися голосовыми данными, демонстрирующая тонкую вокальную нюансировку и артистическое дарование.
Наконец, присутствующие смогли увидеть сцены из спектаклей с участием Елены Волошиной. Эти видеозаписи впечатляли и трогали. Здесь были и гротеск, и неподдельный драматизм, и теплота большого актерского сердца. И потому дрожащий звук и нечеткое изображение, выдававшие оцифровку с весьма несовершенных по своим параметрам видеокассет, никак не портили общего впечатления…
Имя Елены Волошиной, несомненно, должно навсегда остаться в театральной истории города как символ искреннего служения своему делу и того, насколько неповторим настоящий актер!