Одна из ярчайших премьер нынешнего театрального сезона в Черемховском драматическом театре им. В. Гуркина – настолько же нескучная (как оказалось), сколь и нетленная (что подтвердилось). Её Величество Классика — комедия Мольера «Тартюф», для постановки которой был приглашён из Москвы известный режиссёр, актёр, киносценарист Виктор Стрельченко.
Виктория КОЗЬМИНА, театральный блогер
Премьерные показы прошли 26 ноября и 27-28 января, с огромным восторгом и благодарностью новый спектакль был принят черемховской публикой.
История про обманщика, сумевшего войти сначала в доверие, а затем и в семью знатного дворянина, где с помощью интриг и манипуляций он добивается всяческих благ для себя, вплоть до единоличного права наследования всего состояния и женитьбы на дочери хозяина. Никто из членов семьи не в силах защищаться, противостоять ему и образумить отца семейства по вине своих собственных слабостей: нерешительности, глупости, равнодушия, высокомерия и прочих пороков. В результате комичный и нелепый сюжет оборачивается настоящей драмой…
Можно только строить предположения, почему руководство театра выбрало именно эту пьесу, знакомую каждому со школьной скамьи. Было заранее очень интересно, каким образом можно сделать из неё захватывающую историю, способную привлечь внимание публики.
Результат работы превзошёл самые смелые ожидания и опроверг все разговоры о том, что произведения Мольера сейчас неактуальны, что классическая комедия в стиле дель-арте слишком предсказуемо-скучна и вряд ли заинтересует зрителя, особенно молодого и «продвинутого».
Безусловно, ценнейшей находкой режиссёра стала художник-постановщик Елизавета Дзуцева — выпускница ГИТИса, человек с неординарным подходом к сценографии, с опытом работы в перформансе. Благодаря ей визуальная часть «Тартюфа» приобрела неповторимый стиль. Уже при входе в зал чувствуется интрига: занавес опущен, а действие, происходящее в доме Оргона, сосредоточено в великолепной современной кухне, расположенной в боковом проходе зрительного зала. Шикарный гарнитур с дизайнерским «фартуком», чёрными глянцевыми фасадами шкафчиков, внутри которых скрываются съестные припасы, кухонные девайсы, а также музыканты со своими инструментами и герои пьесы, которых горничная Дорина достаёт оттуда и представляет почтенной публике.
Основное же пространство сцены по ходу сюжета служит то кабинетом, в котором Мольер пишет свою комедию; то скромной ширмой площадного театра – на её фоне ссорятся и мирятся влюблённые Марианна и Валер; то исповедальней, то церковной папертью, где встретились впервые Оргон и Тартюф. Внезапно картина на сцене углубляется и расширяется, чтобы вместить в себя фантастические Райские пастбища, или Тронный зал королевского дворца, или место проведения мессы Тартюфа с гигантской символикой его самолюбования и прочие сюжеты, рождающиеся в воображении героев пьесы.
Все персонажи этого спектакля с первых же мгновений завоёвывают внимание и симпатию зрителя своей искренней и естественной манерой существования на сцене. Они в полном смысле слова живут в своей кухне: готовят настоящую еду на настоящей плите, выясняют отношения, сплетничают, подсматривают и подслушивают, строят планы разоблачения мошенника и ищут пути к примирению. Во всем этом невольно участвуют и приглашённые гости, сидящие в зрительном зале.
В первом действии герои одеты в костюмы, приближённые по стилю к эпохе Мольера: с позолотой, воланами, пышными юбками, плащами и париками. А ближе к развязке одежда меняется на современную, и весь их облик становится настолько привычным для нас, это добавляет эмоциональной близости и взаимопонимания между актёрами и зрителями.
Чувствуется, какую огромную работу с молодым составом труппы проделал режиссёр, чтобы старомодный стихотворный текст звучал из их уст непринуждённо и легко, находя живой отклик в сердцах, вызывая яркие эмоции, не позволяющие скучать на протяжении всего спектакля.
С необыкновенным мастерством и изяществом в сюжет также вплетены фрагменты истории самого Мольера – его непростых взаимоотношений с королём Людовиком XlV, переживаний по поводу принятия этой неоднозначной работы, противоречащей задачам придворного автора. Он доверительно говорит со зрителем от первого лица, тем самым создаётся ощущение причастности каждого к происходящему на сцене.
Невероятная работа проделана режиссёром и в подборе музыкального сопровождения: только «живой» звук (клавиши, аккордеон, гитара, ударные, вокал), в самостоятельной обработке и исполнении актёров, что добавляет спектаклю эксклюзивности. Здесь та же широта взглядов и смелость решений в каждом небольшом штрихе: стихи Мольера, положенные на пульсирующую, взрывную музыку Владимира Высоцкого, месса Тартюфа в стилистике инфоцыганских тренингов личностного роста…
Но основными характерными чертами этой постановки Виктора Стрельченко, пожалуй, стали ощущение гармонии и баланса между классикой и новизной, мастерство соединять несочетаемое и делать обыденное необыкновенным и захватывающим – делать честно, ответственно и с любовью!
Такого «Тартюфа» можно смело рекомендовать к просмотру широкому кругу любителей театра — как классического, так и современного — здесь каждый найдёт то, что связывает именно его с пониманием комедии Мольера. А особенно интересен он будет молодёжи и тем, кто впервые знакомится с дель-арте или вообще нечастый гость в театре, потому как именно с подобных встреч и зарождается в человеке доверие и любовь к театральному искусству.
Хочется искренне поздравить и поблагодарить создателей спектакля «Тартюф» и весь коллектив Черемховского драматического театра за эту стильную, яркую, глубокую работу, пожелать дальнейшего её совершенствования, признания зрителей, успешных показов!