Как появился «Оранжевый ёжик»?

Театральная студия «Оранжевый ежик» из Киренска стала победителем фестиваля детских любительских студий «Байкальский талисман — 2024». Юные артисты представили спектакль «Волшебные прятки», а жюри отметило талант и креативность воспитанников. Сами студийцы радуют постановками не только жителей Киренска, но и близлежащих деревень. В 2024 году дети ездили в село Кривошапкино, сейчас планируют поездку в село Макарово. Откуда такое название, как раскрыть талант ребёнка и почему уход воспитанников — радостное событие, рассказывает руководитель детского коллектива Ирина Курхули.

Вероника ПЕСЧИНСКАЯ

Ирина Петровна Курхули родилась в 1987 году неподалеку от Киренска — в поселке Надеждинск (Катангский район). В Киренск ее семья перебралась в 1998 году. Здесь же Ирина училась в школе и занималась в Киренском народном театре, который впоследствии стал носить имя Федора Тетерина.

— Вы с детства мечтали связать свою жизнь с театром?
— Я училась в школе и занималась в Киренском народном театре. Режиссёром театра была Екатерина Иннокентьевна Еловская. От дома, где я жила, до театра было идти около часа. И иногда из-за морозов автобусы не ходили. Я шла на занятия пешком, но не пропускала. Екатерина Иннокентьевна была для нас не только режиссёром, с ней можно было поговорить о жизни, поделиться чем-то. Это именно она убедила меня идти в культуру, потому что я всегда хотела стать учительницей начальных классов. Но Екатерина Иннокентьевна меня так «обработала», что после одиннадцатого класса я поступила в Иркутский колледж культуры. И нисколько об этом не жалею!

В 2008 году получила диплом Иркутского училища культуры по специальности «Режиссер массовых представлений». Затем в 2013 году окончила Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусств в Улан-Удэ («Менеджмент социально-культурной деятельности»). А в 2018 году пришла режиссером в Киренский театр «Пересвет». Этот театр работает с 2007 года, его создателем и режиссером был Семен Дмитриевич Анохин. Театр начинался как молодежный, но потом там стали играть актеры всех возрастов: как взрослые, так и дети. В 2019 году театру было присвоено звание «Народный». Это подразумевает в основном взрослый репертуар. И было решено детский проект отделить. Так возникла наша студия, которая недавно отметила свой первый юбилей — 14 сентября 2024 года ей исполнилось пять лет.

Изображение предоставлено героем публикации

— Откуда взялось такое название?
— Мы перебирали много вариантов. Не хотелось повторяться, мы искали уникальное имя. И возник вариант «Оранжевый ёжик». Так назывался самый первый спектакль, поставленный в начале 2019 года, мы тогда ещё были частью «Пересвета». Авторы сказки — Сергей Белов и Сергей Куваев, а оранжевый ёжик — это игрушка, которая жила в детском садике. Название всем понравилась. Во-первых, это память о нашем спектакле. Второе, дети у нас яркие, активные и очень… шумные! А ёжики — очень шумные животные. Обсудив много вариантов, мы сошлись во мнении, что название будет именно таким.

— Со сколькими ребятами приходится работать?
— Количество занимающихся в студии постоянно меняется. Оно доходило до тридцати человек. Сейчас восемь детей от 9 до 13 лет. Все они принимают участие в спектакле «Волшебные прятки»: Юля Шурхай, Злата Роженко, Настя Карпова, Лера Сидорова, Даша Кожевникова, Давид Акиньшин, Захар Анкудинов и Дима Кузаков.

Как правило, талантливые дети талантливы во всем. И наши воспитанники, помимо театра, занимаются еще чем-то: рисованием, танцами, музыкой. В таком плотном расписании приходится выбирать, что оставить. Одни делают выбор в пользу театра, другие — в пользу иных занятий. Поэтому сейчас нас осталось только восемь человек. Это те ребята, которые занимаются по три года, пять лет. И это тот костяк, на который я могу надеяться, который и привел нас к победе. Со спектаклем «Волшебные прятки» мы уже взяли один приз. В мае 2024 года в селе Казачинское проходил XII Областной фестиваль-конкурс любительских театров «Театральная весна на БАМе — 2024», там мы стали лауреатами третьей степени. И вот победа.

— Ирина Петровна, поделитесь, почему выбрали именно эту историю?
— «Волшебные прятки» — добрая, поучительная сказка о том, как мальчики и девочки играли вместе, и одна из девочек случайно отправила своих друзей в волшебный лес. Там проявляются все недостатки человека: кто-то из друзей оказался жадным, вредным, наглым или обманщиком. Нередко бывает, что современные пьесы, пусть яркие и зрелищные, но не несут в себе какого-то смысла. А мы стараемся выбирать такой материал, чтобы дети не просто посмотрели и забыли, а о чем-то задумались. Жюри отметило посыл нашего спектакля: да, у каждого человека есть недостатки, но с ними можно бороться, если ты сам их осознаешь, а друзья в этом помогут. Сценарий я раздала детям для ознакомления еще год назад, в сентябре. Плотная работа над постановкой началась в январе 2024 года. И уже в мае мы выступили с премьерой в Казачинском.

Изображение предоставлено героем публикации

— Жюри отметило интерактивность вашей постановки.
— Поясню, почему мы сделали его именно таким. Этот спектакль мы готовили в первую очередь для школ и детских садов. И чтобы маленьким зрителям тоже было интересно, чтобы их расшевелить и отвлечь от телефонов, мы решили: пусть они тоже принимают участие в действии. Пусть артисты выходят в зал, общаются. Ребята настолько вошли в роль, что на обеих постановках были забавные моменты. По сюжету, Кощей — попрошайка и жадина, клянчит у зрителей угощение или денежку. В Казачинском его играл Дима Кузаков, и дети в зале оказались весьма отзывчивыми и надавали ему шоколадок, конфет и прочего. В Усть-Куте Кощея играл Захар Анкудинов. И тут вышло еще интереснее: после спектакля местные мальчишки догнали Захара и пытались ему вручить пятирублевые монетки. По итогам обоих спектаклей мы выяснили, что дети у нас очень отзывчивые и щедрые!

— Ваши воспитанники отличаются хорошей подготовкой. Как вы этого добились?
— Обычно дети, когда приходят в театральную студию, сразу хотят на сцену. У нас такого не бывает. В сентябре я набираю группу, и до ноября идут занятия в формате тренингов, упражнений. Мы занимаемся сценической речью, пластикой, актерским мастерством, дети сами сочиняют этюды, готовят сценки. Потом я смотрю, кто из детей готов играть, и мы берем их в спектакль. Не все готовы каждый день ходить и подолгу выполнять одни и те же упражнения. Многие отсеиваются. Остаются самые терпеливые, кто на самом деле хочет чему-то научиться.

— У вас занимаются ребята до определённого возраста?
— В целом да. Ещё недавно в студии было больше воспитанников, но их уход — скорее радостное событие. Ребята постарше сами предложили: а что, если отделиться и создать еще один театр, молодежный? Конечно, здесь играют малыши, а ребятам, кому 14 – 15 лет, хотелось уже чего-то более серьезного. Молодежный театр состоит из наших выпускников и называется «Поиск». Это очень удобно: дети могут переходить из одного в другой. «Оранжевый ёжик» — младшая группа, оттуда они переходят в «Поиск», а дальше — в театр «Пересвет».

СПРАВКА
Фестиваль детских любительских театральных студий впервые прошёл в Усть-Куте. Победитель получил приглашение на Международный фестиваль национальных театров «Байкальский талисман», который состоится в Иркутске 1 – 10 июня 2025 года. Его организатор — Иркутский областной театр юного зрителя им. А. Вампилова. Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив и министерством культуры Иркутской области. Соорганизатор фестиваля — Фонд развития русской культуры. Финансовая поддержка — ООО «Иркутская нефтяная компания».

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться