Георгий Колосов — молодой музыкант, выпускник Иркутского музыкального колледжа им. Ф. Шопена, преподаватель ударных инструменты в музыкальной школе № 7, оркестрант Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского. Многие иркутяне видели Георгия на бульваре Гагарина — летними вечерами он играет на подвешенных к специальным перекладинам бутылках. На этом необычном инструменте Георгий может сыграть практически любое произведение. Правда, некоторые мелодии ему пришлось адаптировать под возможности бутылофона. Звук, который извлекает исполнитель из обыкновенного стекла, получается необычный, воздушный, хрустальный.
Прохожие говорят музыканту: «Очень красиво играете!» «Спасибо вам за музыку!». Удивляются: «Неужели бутылки могут так звучать?» Мы поговорили с Георгием об истории создания инструмента, тонкостях игры на бутылках и особенностях работы на улице.
Екатерина САНЖИЕВА
— Как родилась идея создать такой необычный инструмент?
— Отец увидел в интернете мужчину, который играет на подобном инструменте. Оказалось, что это Федор Григорьев из Санкт-Петербурга — единственный на тот момент в России музыкант, играющий на бутылофоне. И папа загорелся идеей сделать подобный инструмент. На день рождения он подарил мне раму, созданную из деревянных перекладин. А потом мы начали вместе усовершенствовать инструмент.
Кстати, на сегодняшний день известны только четыре музыканта в мире, которые играют на бутылофонах. У каждого из них инструмент сделан по-своему.
— Во всем мире есть только четыре бутылофониста. Два в Европе и два в России. Причем в нашей стране я долгое время был единственным в своем роде. Только недавно мне написал коллега из Иркутска, который, посмотрев в сети видео моих выступлений, сделал собственный бутылофон.
Федор Григорьев, «Культура Петербурга», 8 мая 2023 года
— И сами без всяких чертежей собрали?
— Да. Мой отец делал всё сам, ни у кого ничего не копировал. Работа над рамой заняла два дня. А вот бутылки подбирали полтора месяца. Потом еще какое-то время их настраивали. Конструкция получилась тяжелая: около 40 килограммов.
— По какому принципу работает бутылофон? От чего зависит звучание инструмента?
— Бутылки, заменяющие черные и белые клавиши, прикреплены веревками к специальным деревянным дугам. И при ударе молоточком каждая из емкостей издает звук, соответствующий определенной ноте. Бутылки мы подбирали методом проб и ошибок: брали бутылку в магазине, стучали и слушали, как она звучит, какую ноту издает. Оказалось, что многие емкости не держат одну и ту же ноту. В одно место бьешь, получается одна нота, чуть правее — другая. Некоторые бутылки покупали в магазине. А какие-то редкие: их так просто не найдешь.
— То есть звук зависит от бутылки?
— Да, от качества и толщины стекла, от формы бутылки и формы донышка. Разное стекло способно издавать различные звуки. Например, стеклянные бутылки от соков позволяют извлекать более чистые ноты, чем бутылки из-под минералки. Тут множество нюансов. Звучание зависит и от количества воды в бутылке. Сегодня у нас 34 бутылки, которые соответствуют нотам. Сама раскладка нот, как на пианино. Три октавы. От количества воды тоже многое зависит: чем больше воды, тем ниже звук.
— Если за такой инструмент сядет непрофессионал, он сможет что-то сыграть или просто разобьет стекло?
— Чтобы разбить, надо очень сильно ударить. Бутылка зазвучит и у дилетанта, но это будет «пустой» звук. Это можно сравнить с тем, как если бы кто-то подергал на гитаре струны или нажал две-три ноты на фортепиано. Для игры на бутылофоне надо владеть музыкальной грамотой, чувством ритма.
— Сложно было овладеть инструментом?
— Нет. Я ведь занимался в музыкальной школе на ударных инструментах, а это, по сути, аналог ударных: ксилофона, маримбы, литавр. Затем окончил колледж Шопена, отделение «Духовые и ударные инструменты». Когда начал играть на бутылках, заканчивал первый курс колледжа. Конечно, не с лёту овладел новым инструментом. Октавы большие из-за размера бутылок. Но я довольно быстро освоился.
— Вы репетируете дома?
— Да. Если разучиваю новые произведения, то приходится день-два репетировать.
— Как вы подбираете репертуар?
— Играю то, что нравится. Классические произведения, музыку из советских кинофильмов, эстрадные и народные песни: от «Токатты» Баха до «Катюши». Сегодня в моем плейлисте около 30 произведений. Бывает, люди подходят и заказывают: «Сыграй Моргенштерна или Киркорова». Я вежливо отвечаю: извините, но этого у меня в репертуаре нет.
— Вспомните первое ваше выступление на улице. Как все прошло? Вы волновались?
— Мы вышли в первый раз и играли у отеля «Иркутск». Конечно, волновался. Но и радость была: наконец можно на созданном бутылофоне поиграть. Я музыкант и имею опыт выступлений на сцене. На улице публика приняла мою музыку на ура. Очень нравятся мои выступления детям: они смотрят на бутылки, слушают музыку, как зачарованные. Много вопросов задают: как придумали конструкцию, сколько бутылок, как я так играю, что не разбиваю их. Не всегда обращаю внимание на слушателей, потому что сконцентрирован на игре. Надо смотреть, куда палочка бьет. Хотя общаться с людьми — это тоже часть моей работы. Всегда стараюсь быть доброжелательным и вежливым.
— Какие песни, композиции пользуются наибольшей популярностью у слушателей?
— Сложно сказать. Вкусы у всех разные. Кто-то просит сыграть «Облака, белогривые лошадки», кто-то песню из «Жесткого романса» или «Полонез» Огинского. Бывает, люди танцуют под музыку. Часто подходят, благодарят, фотографируются со мной. Особенно любят это делать китайские туристы.
— Как вы относитесь к уличной субкультуре?
— Везде (и в Иркутске) есть музыканты, которые интересно и достойно звучат. Есть и менее опытные исполнители. Выходят с гитарами студенты, которые только учатся, и им нужен опыт работы на публике. Но музыка в городе нужна! Она создает настроение, особую атмосферу. Люди на воздухе, во время прогулки имеют возможность послушать живую музыку. Это здорово.
— Вы с детства хотели быть музыкантом?
— Да, с детского сада. Родители спросили у меня перед первым классом: «Куда пойдешь: в художественную школу или в музыкальную?». Я выбрал музыку. Отучился семь лет. Стал серьезно готовиться к поступлению в училище. Поступали вместе с другом. Отбор был серьезный, но я прошел. Училище мне дало умение читать ноты с листа, опыт концертных выступлений. Музыкальное образование — это не пустой звук, оно дает профессионализм, исполнительское мастерство.
— Вы сможете сыграть что-то экспромтом?
— В принципе, да. Только если эту мелодию я уже слышал. Однажды меня пригласили играть на юбилее. Я исполнил все намеченные композиции, а потом меня попросили исполнить «А я ушаночку поглубже натяну». Я ее быстро подобрал и когда начал играть, весь зал пустился в пляс.
— Играть на улице — это ваше хобби. А где вы работаете?
— Я преподаю в музыкальной школе № 7 ударные инструменты и ансамбль ударных инструментов. Играю в оркестре Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского на ксилофоне, виброфоне, колокольчиках, литаврах, колоколах, ударной установке. Работа в оркестре — это отдельная история. К оркестранту предъявляют серьезные требования. Нужно обладать навыком чтения нот с листа, выполнять команды дирижера, уметь работать в команде. Я прихожу, смотрю свою партию, разбираю ее. Потом идет более углубленная работа над партитурой. Ну и, конечно, надо слушать дирижера, исполнять его замечания.
— Бывают произведения, которые не получаются? Что тогда делаете?
— Тогда нужно просто поработать подольше, поусерднее. Оттачивать этот отрывок, пока не получится.
— А какую вы слушаете музыку?
— Разную люблю: классику, рок, джаз. Led Zeppelin, Beatles, «Кино», «Аквариум». В скором времени хочу исполнять эту музыку на бутылках.
Необычную музыку в исполнении Георгия Колосова можно послушать в солнечную теплую погоду на бульваре Гагарина недалеко от памятника Александру III с 18:00 до 21:00.