В советской живописи 1950 – 1960-х годов жанр городского пейзажа постепенно менялся. Он становился более камерным и выражал духовный мир автора. В нашем городе как раз в это время продолжала формироваться иркутская художественная школа. Каждый из приезжающих и работающих здесь художников вносил свой вклад в это понятие. И если в годы индустриализации в городском пейзаже преобладала промышленная тема, пафос покорения рек и строительства ГЭС, то позже, в шестидесятые, творческий вектор смещается на тематические виды и пейзажи настроения. В большинстве своём это уже работы не заказного характера, а камерные, отражающие настроение, мироощущение художника.
Мы продолжаем разговор об Иркутске в живописи с искусствоведом Анной Потаповой.
Екатерина САНЖИЕВА
Старый парк Степана Гвоздева
В годы Великой Отечественной войны в стране был востребован в основном жанр графики: в Иркутске работала мастерская «Окна ТАСС», где художники создавали агитплакаты. Задачей сотрудников было реагировать на последние сводки с фронта и пересказывать их художественным языком. Живописных работ в это время создаётся мало, что и понятно — многие иркутские художники ушли на фронт. В коллекции Иркутского художественного музея всё же есть небольшая работа Степана Гвоздева «Старый парк зимой». На полотне — уголок Иркутска военного времени. Вероятно, на картине изображён деревянный павильон с небольшими куполами, стоявший в Александровском саду вплоть до 1950-х годов. Война накладывала отпечаток и на город, и на его восприятие: любимое место отдыха иркутян (ныне — бульвар Гагарина) выглядит серым, сумрачным и неухоженным.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
Степан Гвоздев родился в Бирюсинске. После школы его направили на учёбу в Иркутский изопедтехникум «как активного комсомольца и имеющего талант». Учился Степан у Ивана Копылова и Николая Шабалина. В 1932 году Степан Гвоздев завершил учёбу и был направлен учителем рисования в железнодорожную школу на забайкальской станции Борзя. В 1935 году он прибыл со службы в Иркутск и в студии Товарищества «Художник» устроил показ своих этюдов и рисунков. Работал художник в реалистической традиции. Оставил после себя пейзажи Сибири, отличающиеся нежностью и напевностью.
Город, увиденный из окна
Алексей Жибинов — художник своеобразный, яркий, с трагической судьбой. Его имя вошло в «Энциклопедию русского авангарда», а творчество по сей день вызывает споры среди искусствоведов. Со своим пониманием искусства он не смог влиться в русло послевоенного времени. В архиве Иркутского художественного музея хранятся фронтовые письма Алексея Петровича. Во многих из них Жибинов признаётся, как он мечтает вернуться домой и заняться искусством. «…Полтора года я не брал в руки красок и кистей. Полтора года душа моя не знает покоя. Сердце разрывается от желания работы…», — написал он своей жене Вере Заорской.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
Вернувшись с фронта, Алексей Петрович с жадностью берётся писать картины. Но в стране начинается кампания против формализма и космополитизма в искусстве. А у Жибинова, учившегося у авангардиста Филонова, было мало картин реалистической направленности. Его послевоенное полотно «Офицер, сдерживающий коня» вызвало шквал критики, ведь работа была выполнена в стиле, близком «мистику Филонову — врагу реалистического восприятия и изображения действительности». Так написали в разгромной статье критики о творчестве художника. Алексей Петрович страдал от этого неприятия, поэтому и его работы наполнены внутренним трагизмом. Клеймо «врага реализма» было поставлено, из-за чего выставляться Жибинов перестал.
Художник пытается перестроиться и писать в реалистической манере. Остался небольшой этюдный пейзаж «Иркутск. Ангара», где изображён район бывшего Угольного причала, нынешняя Цесовская набережная. И всё же в реализме он не чувствует себя «в своей стихии».
Жибинов поступает на работу в Иркутское художественное училище. Ему, как человеку с неоконченным художественным образованием, доверяют лишь первые курсы. Из-за работы он чувствует недостаток в пленэрных впечатлениях, ему хочется выходить на воздух и работать. Но времени остаётся мало, поэтому он пишет пейзажи из окна. Получаются работы, где на первом плане натюрморт, а на втором — городской вид за окном. Пишет Жибинов центр Иркутска: какое-то время жил художник у родственников своей покойной жены в усадьбе купцов Демьяновских, что была на пересечении улиц Свердлова и Степана Разина.
Иркутск за окном вполне узнаваемый, хотя и написан немного в наивной манере. Прекрасен натюрморт с багульником или с гипсовым бюстом и палитрой. Есть маленький пейзаж, где изображён фрагмент здания краеведческого музея. Выписано здание во всех подробностях, но главное в этом пейзаже — звенящее летнее настроение: зелёные деревья, солнечные блики, тени на асфальте.
В 1955 году, не дожив до пятидесятилетия, из-за творческой невостребованности Алексей Жибинов добровольно уходит из жизни. В тот день он отправился на занятия в училище, оставив дома записку: «Без работы я жить не могу, а работать мне не дают! Прощайте!». Тело Алексея Жибинова нашли в Кайской роще.
Героика трудовых будней
Середина 1950 годов. В стране полным ходом идёт индустриализация. В 1956 году в Иркутске проходит большая творческая конференция художников Сибири и Дальнего Востока. Кураторы, приехавшие из Москвы, с трибун говорят о том, что художники Сибири должны в первую очередь освещать трудовые индустриальные темы. Например, строительство ГЭС. Эта конференция стала своеобразной репетицией Всесоюзного съезда художников в 1957 году. Сибирские художники должны на своих полотнах показывать, что их край — на передовой трудовых подвигов.
Художник Виталий Рогаль одним из первых откликнулся на этот призыв, он стремится запечатлеть взаимодействие человека и окружающей среды. Виталий Сергеевич состоялся как мастер индустриального пейзажа.
Одной из главных тем Рогаля в тот период было строительство Иркутской ГЭС. «Рассвет над Ангарой» — одна из его значимых работ. На полотне — река во время перекрытия: горы грунта, краны и машины на заднем плане, речная гладь, занимающаяся заря. И если бы не техника, шагающий экскаватор, пейзаж получился бы вполне академичным. Шагающий экскаватор был в то время новинкой, и Рогаль это чудо техники выписывает во всех подробностях, воспевая его в пейзаже.
Ещё одна масштабная работа — «Покорение Ангары». Это, по сути, живописный репортаж с места событий. Художник увековечил перекрытие реки, которое происходило буквально за два дня. Подходили КАМАЗы с грунтом, действовали слаженно и оперативно. Вроде бы это заказная работа, однако она ценна не только как документ, но и с художественной точки зрения: узнаваемое место, красивая природа, динамичная композиция, пена на волнах, река написана как мощная стихия, которую сложно обуздать. На картине Рогаля «Сибирские огни» — уже введённая в эксплуатацию ГЭС в вечернем освещении. Эпичные полотна воспевают героику трудовых будней сибиряков.
Строительство ГЭС было событием всесоюзного масштаба. В Иркутск приезжали художники из других городов и республик. Например, Анатолий Тимофеев из Москвы, студент Суриковского художественного института, приезжал сюда во время подготовки дипломной работы. В музее имени В. П. Сукачёва остались несколько его натурных этюдов: «Утро на стройке», «Шагающий экскаватор», «Ночь на Ангаре», «Минские самосвалы»…
В 1956 году Тимофеев написал картину «Весна на Ангаре». Сегодня картина находится в музее Академии художеств. На фоне индустриального пейзажа запечатлён жизненный лирический сюжет: девушки-строители разговаривают со строителями-мужчинами. Букет цветущей черёмухи в грузовичке добавляет работе романтичности. Написана она в соцреалистической манере и напоминает сцену из советского фильма той поры.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
В 1947 году в Иркутск по распределению из Ленинградского института имени В. Репина приехал художник Александр Крылов. До начала шестидесятых он преподаёт в Иркутском художественном училище. В музее хранится его работа «Дорогие реликвии» — натюрморт на фоне пейзажа, где из окна виден салют в честь Дня Победы над Иркутском. На первом плане — стол, и на нём лежат военная карта, фронтовое письмо, планшет, боевые награды.
Пейзажи настроения Анатолия Костовского
К 1960-м годам отходит время парадного ликующего стиля, воспевающего труд советского человека. В отечественном искусстве появляется новое веяние — суровый стиль. Художники показывают обратную сторону трудовых свершений — преодоления, тяжёлые рабочие будни. Эти перемены связаны со смертью Сталина и началом хрущёвской оттепели. Художники начинают чувствовать себя свободнее и пробуют новый язык в искусстве.
Часто мастера сурового стиля придают монументальность, значительность, величественность своим произведениям, при этом избегая пафосности и праздничности социалистического реализма. В это время и сформировался стиль художника, выпускника Иркутского художественного училища Анатолия Костовского.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
Основной жанр в творчестве Костовского — городской пейзаж. Полотна художника часто драматичны и философичны. У него преобладает пейзаж настроения, состояние природы осмысляется как выражение движений души автора. Живописец влюблён в старинные улочки, деревянные дома Иркутска. Недаром Анатолий Костовский признавался: «Всем, что есть во мне от художника, я обязан Иркутску. Его старые бревенчатые домишки научили меня видеть цвет во всем богатстве и сложности взаимоотношений. Они подсказали мне и живопись, и колорит — тот сибирский неповторимый колорит, который я не встречал нигде больше. Когда смотришь на старые дома, ворота и представляешь, сколько веков прошумело над ними… Прошлое всегда помогает понять настоящее».

Картина из фондов Иркутского художественного музея
Деревянное наследие, храмы в шестидесятые годы находились в неприглядном состоянии. Поднимая темы утраты исторического наследия, Костовский становится другом Иркутского отделения общества охраны памятников. Его картина «Памятники архитектуры» написана в 1965 году. В самом названии слышится некоторая горечь и ирония: собор Богоявления выглядит обветшало и заброшено. Польский костёл тоже смотрится безжизненно.
Появлению этой работы предшествовали следующие события. В пятидесятые годы вели разговор о сносе Богоявленского собора и Спасской церкви. Потребовалось мнение эксперта. В 1959 году в Иркутск приехала Галина Оранская — историк, этнограф, архитектор-реставратор, а впоследствии создатель и главный архитектор музея «Тальцы» и историко-мемориального комплекса «Декабристы в Иркутске». Оранская осмотрела памятники и вынесла вердикт — храмы нужно сохранить и реставрировать, благодаря чему эти архитектурные шедевры были спасены. Позже собор Богоявления был отдан Иркутскому художественному музею под один из его филиалов, а Спасская церковь — областному краеведческому музею.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
В работах Анатолия Костовского чувствуется экспрессия, в них много энергии. В его полотнах «Зимний день», «Подгорная», «Мокрые крыши», «Март в Иркутске», «Город детства» читается послание: красота старого города не должна исчезнуть.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
Прекрасен пейзаж, написанный Анатолием Костовским в соавторстве с Владимиром Кузьминым. На нём запечатлён вид с Глазковской горы на центральную часть города. Это урбанистический пейзаж со спешащими трамваями, кусочком железной дороги, дымом из труб, бегущими людьми. А вдалеке, за мостом — купола церкви…
Романтичный Иркутск Владимира Кузьмина
Владимир Кузьмин всю жизнь любил Иркутск, он стал для него постоянным источником вдохновения. На полотнах Кузьмина город предстаёт во всём своеобразии: старые дома, улицы, церкви, площади и набережная. Прошлые века и современность в его картинах соединились и сжились, отражая неповторимость Иркутска.
В художественном музее хранится автопортрет Владимира Кузьмина. На полотне он запечатлён с этюдником и палитрой. Работал на натуре он даже зимой, гулял по городу и искал материал для своих картин — таким он и запомнился иркутянам. Художнику нравилось общаться с горожанами, которые подходили и задавали вопросы, связанные с его творчеством. В работах мастера сплетаются реализм, примитивизм и лиричность, делая его манеру очень узнаваемой.

Картина из фондов Иркутского художественного музея
«Утро зимнего Иркутска» — пейзаж с Крестовоздвиженской церковью, окружённой деревянными домиками. «Улица Подгорная» — вид с развешанным во дворике бельём и жёлтыми летящими листьями. Или «Зимний Иркутск» — тонкий невесомый пейзаж. Как и Анатолий Костовский, Владимир Кузьмин с детства впитал любовь к деревянному старому городу, к его неровным дорогам и небольшим кварталам. Художник запечатлел любимый город разным: романтичным, уютным, туманно-дождливым, заснеженным.
Как видим, в 1960-е годы художники пишут город, что называется, по велению души. Тема городского пейзажа становится основной для многих живописцев. Авторы стараются уловить уходящее очарование старины, сохранить на своих полотнах исчезающий Иркутск с его бесчисленными деревянными домиками, неширокими улицами и луковками церквей.