Олеся Полунина: «Все ресурсы и силы — в любимое дело»

«Я не могу сказать, что целенаправленно хотела быть директором, руководителем, министром. Но с готовностью встречала эти предложения»,  — говорит министр культуры Иркутской области Олеся Полунина. Ко Дню работника культуры Олеся Николаевна рассказала о своем жизненном пути: как учительница из небольшого северного города Усть-Илимска стала министром культуры региона. Вам интересно? Нам тоже.

В Иркутском областном краеведческом музее им. Н. Н. Муравьёва-Амурского
Источник: фото из личного архива министра

— Я росла в обычной семье. Мои родители приехали по комсомольской путевке в Усть-Илимск вместе с большим количеством людей самых разных профессий, разных национальностей, из разных городов. Мама — из Красноярского края. Папа — из Пермского, он водитель, а мама работала в проектном бюро. Если говорить о творческой составляющей в семье, то мой дедушка по папиной линии был художник-оформитель, на нем были демонстрации, праздники, создание транспарантов и трафаретов. Но и сам любил писать картины, репродукции работ известных художников. Очень хорошо помню свои школьные годы — мы были тимуровцами, вели много общественной работы. Я росла очень ответственным ребенком.

— А когда Вы пришли к творчеству?

— Родители всегда стремились, чтобы мы с сестрой развивались. Я ходила в театральную студию в школе. При том, что была скромной. Но у нас была хорошая руководительница кружка, и она давала большие возможности для творчества. Мы вместе продумывали, как лучше спектакль сделать. Не было ощущения директив с ее стороны. Было творчество. В театральной студии мне больше нравилось наблюдать за игрой других. Я не была такой актрисой, которая всегда стремится быть в центре! Но любила быть в творческом процессе, чувствовать себя причастной. Параллельно занималась в музыкальной школе.

— Какая специальность?

— Я в детстве представляла себя девушкой, которая играет на фортепиано. Красивый инструмент! Когда пришла в музыкальную школу, то хорошо сдала экзамены: ритм, прослушивание. Но на фортепиано набор был уже закрыт, а на народные инструменты всегда желающих меньше. Мне объяснили, что есть прекрасный инструмент — аккордеон, те же клавиши, только сбоку, это даже интереснее! И я окончила музыкальную школу по классу аккордеона. Но тяжело шло. У меня с ним как-то не сложилось, мне казалось, что это мужской инструмент. Мне нравилась домра, на которой я играла в оркестре. А аккордеон такой громоздкий, я была очень худенькая, и мне тяжело было с ним справляться. Но мама была непреклонна. Она вообще прислушивалась к нам с сестрой, и если чувствовала, что действительно тяжело, то она не «передавливала». Но только не в отношении музыкальной школы! Когда я в очередной раз хотела оставить занятия, мама говорила: «Нет, надо довести дело до конца! Ты потом поймешь, тебе это пригодится».

— И как — пригодилось?

— Да. Именно в музыкальной школе меня научили слушать и понимать классическую музыку, дали общее понимание о музыкальной культуре. Также в детстве мы с сестрой много ходили в театры. В Москве у нас жили родственники, и когда мы приезжали к ним на каникулы, то нас уже ждал пломбир на палочке и стопка билетов — в театры, цирк, филармонию. И когда мы взывали к родителям, чтобы сократить программу, нам не позволяли, говорили: «Насмотренность — очень важна, она позволяет развиваться». В детстве я даже была на елке в Кремле.

— Для ребенка это было событие?

— Тогда мы не понимали, что это какая-то значимая вещь. Это уже потом приходит — осознание, что это было событие. Но ведь в Усть-Илимске с культурой тоже было неплохо! Это уникальный город, куда съехалось на стройку очень много технической и творческой интеллигенции. Художники, которым давали мастерские, писатели, поэты, журналисты, которые остались жить в нем. Была насыщенная культурная жизнь, и она была на высоте. Художник Николай Викторович Тарасик — у него уникальная техника письма, живопись и темпера, очень красивое сочетание цвета, много света, как будто изнутри. Сейчас он живет в Москве. Для Усть-Илимска это было имя! Художник Анатолий Погребной, он живет в Усть-Илимске, но его хорошо знают и в Иркутске, и в Москве. Сильное литературное объединение «Поиск»: Александр Федюкович, Ольга Нетецкая, Михаил Рябиков. В Усть-Илимске Дворцы культуры и представления в них всегда были сильные. Кроме того, он был одним из четырех городов области, где был создан театр: Иркутск, Черемхово, Братск и Усть-Илимск. Ещё краеведческий музей, картинная галерея — как раз та, где я впоследствии работала. Она бывает не в каждом городе. И там очень профессионально поставлена работа. Если вы сейчас зайдете на сайт усть-илимской Картинной галереи, то трудно с ходу отличить, это столичная галерея или учреждение небольшого города.

Олеся Полунина с художником Николаем Тарасиком
Источник: фото из личного архива министра

— Как Вы выбирали профессию после школы?

— У нас в школе уже было профильное деление, я училась сначала в биологическом, потом в гуманитарном классе. Помимо того, много читала. Любила историю, меня всегда интересовали книги, связанные с биографиями людей. И когда я окончила школу, в Усть-Илимске как раз открылся филиал Иркутского государственного педагогического университета. Это был период безденежья для страны, и поехать в большой город учиться многим было не по средствам. Когда появилась возможность получить высшее образование прямо в Усть-Илимске — это стало спасением. Вуз был за городом, там были общежития, столовая, библиотека и учебные корпуса. При поступлении я выиграла конкурс по написанию эссе на историческую тему, и это дало мне дополнительный балл при поступлении на специальность «История». У нас был очень сильный курс и сильные преподаватели, которые приезжали вахтовым методом из Иркутска. Так что уровень образования не отличался от Иркутска, скорее наоборот: система, когда преподаватель приезжал на неделю, и мы погружались в предмет полностью, давала хороший эффект. Важно, что многие студенты, получив образование, не уехали из города.

— Сразу после получения диплома Вы стали работать в школе. Это решение пришло без колебаний?

— Да, я вообще человек такой по жизни… правильный. У меня все достаточно четко определено, и я все планирую заранее. В юности, чтобы летом прочесть необходимую литературу, я брала количество страниц, количество дней и составляла план, чтобы каждый день прочитать свою норму. И если я получила педагогическое образование — то должна работать в школе. Там мне сразу дали девятые классы — преподавать историю и право. А также дали классное руководство. Для меня это был колоссальный опыт, я бы даже сказала — стрессовый. Девятый класс — это подростки, не самый простой возраст, а я — молодая учительница, на общей фотографии меня не отличить от школьниц. И сразу — классное руководство. Хотя, когда наталкиваешься на то, к чему ты не готов, это становится хорошим опытом.

В Иркутской областной государственной универсальной научной библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского
Источник: фото из личного архива министра

— Например?

— Ну, например, в первый день моей работы в школе старшеклассники сняли дверь с петель в классе и унесли ее. Это они меня так испытывали. И вообще было много испытаний меня как человека, и моей стрессоустойчивости. Особенно первый месяц. Но это была хорошая школа, потому что в обычной жизни ты с такими вещами не сталкиваешься.

— На уроках удалось установить контакт?

— Мне казалось, что удалось. Хотя, конечно, хотелось большего. Помню, когда меня спросили, почему я решила уйти, ответила, что за год не прочитала ни одной книги «для себя», времени просто не было. Сейчас, по прошествии времени, я понимаю, что важен наставник. В то время такого человека рядом со мной не было, а сама работа не приносила ожидаемого удовлетворения. Да оно и не могло в первый год возникнуть, потому что опыта было недостаточно. Хотя сама работа мне была интересна: я все время готовилась к урокам, выбирала тестовые задания, чтобы был интерактив на уроке. Делила детей на группы, ставила задачи, которые они бы могли решать командой. Старалась максимально разнообразить форму уроков, сделать интересные занятия. Накупила множество книг по организации учебного процесса. Пыталась организовать досуг детей.

— Кстати, о детях. У вас двое детей. Вы стали строгой мамой или давали свободу?

— Я помню, что мы в детстве никогда не переживали за тройку или порванную одежду. Это не считалось таким проступком, который непременно нужно осуждать. Вот эту поддержку родителей мы всегда ощущали. И я своих детей тоже не ломала. Наоборот, старалась, как моя мама, чувствовать, какие качества можно развить. Если моя сестра хорошо рисовала — ее отдали в художественную студию. Мне хотелось танцевать — и в старших классах я ходила в студию бального танца. И мама всегда как-то помогала, подсказывала. И я старалась так же развивать детей. Сама искала информацию о конкурсах, олимпиадах. Но никогда не давила, просто предлагала: «Вот это здорово, давай поучаствуем?»

Олеся Полунина с детьми
Источник: фото из личного архива министра

— То есть, основное наставничество — это была семья. А потом?

— Большое влияние на меня оказали педагоги музыкальной школы. Они по-другому одевались и вообще по своей внешней эстетике отличались от большинства женщин. И это тоже имело свое значение, на них хотелось равняться. Когда я училась в вузе, очень многое дал наш ректор Евгений Николаевич Волосов. Он вообще был за то, чтобы я писала диссертацию. Но я так устала учиться с маленьким ребенком, да еще и на отлично, что на научную работу меня не хватило. Именно он посоветовал мне устроиться в картинную галерею и предложил мою кандидатуру Наталье Васильевне Волковой, она тогда являлась её директором. Я пришла в картинную галерею специалистом в сентябре 2000 года, с этого времени началась моя профессиональная деятельность в культуре. Мне очень понравилось вести экскурсии и писать их. Для этого нужно было работать с литературой, затем погрузиться в мир художника, а затем работать с детьми, рассказывая им все это. И вот тут как раз была отдача в виде удовлетворения от работы. У нас были интересные формы: например, «Школа молодого искусствоведа», когда мы обучали детей. Или такой формат, как студия «Арт-мост»: мы рассказывали о художниках за чашкой чая людям, которые хотели изучить поглубже их жизнь. Не просто как они писали картины, а узнать художников как людей. С детьми мы играли в сыщиков — загадывали деталь на одной из картин, и детям, чтобы найти ее, нужно было обойти и внимательно рассмотреть все картины в галерее. То есть, игровой момент включали. Также к числу достижений того периода можно отнести конкурс «Искусство Отечества». Команды школьников по пять человек встречались в картинной галерее, был интерактив, вопросы, домашние задания. Поначалу три школы откликнулись, но спустя несколько лет галерея уже не могла вместить всех желающих, и мы проводили конкурс в несколько этапов. Это был очень успешный проект. Все это привело к тому, что Наталья Васильевна в 2007 году, собираясь в Москву, рекомендовала назначить меня директором. Я благодарна ей за это доверие, знания, хороший опыт и понимание, что мелочей в творческой работе нет, все важно.

— Как справлялись?

— Я начала с того, что перекрасила стены — из светлого в оливковый, как в Третьяковке. Мне хотелось как-то обновить интерьер. Работники были в шоке, все привыкли к белым стенам. Это был вызов, по сути. Не все его одобрили. Но потом оценили, и в будущем при ремонте сохраняли этот стиль: глубокие цвета стен, которые только подчеркивают произведения. В Картинной галерее проходили самые разные мероприятия: творческие встречи с художниками, и музыкальные вечера, и поэтические. Помогала моя способность учиться и работать большое количество времени. Я тогда считала очень важным привезти в Усть-Илимск выставки иркутских художников и пополнить фонды картинной галереи. Мы увеличили количество платных услуг, стали привлекать благотворительные средства.

— Времена были сложные. Был ли в то время в Усть-Илимске запрос на культуру? Или вам нужно было его создавать?

— Запрос имелся, Усть-Илимск был и есть город высокой культуры. Люди ждали наших мероприятий, приходили на них. Мы работали со школами, детским садами. Организовывали передвижные выставки, проводили большое количество мастер-классов. Картинная галерея жила и сейчас живет очень насыщенно. Я приезжала в Иркутск на Международную научно-практическую конференцию «Сукачевские чтения», рассказала о нашей работе, и опыт Усть-Илимска был высоко оценен. Именно это время работы в учреждении я считаю своими золотыми годами профессионального роста. Я была директором галереи с 2007 до 2011 года, а затем меня пригласили заместителем начальника Управления культуры администрации города Усть-Илимска. Там уже абсолютно другая работа, не творческая: с документами, с муниципальными заданиями. Прошло около года, прежде чем мне стало комфортно там работать. В учреждении ты являешься непосредственным участником творческого процесса, от зарождения идеи до результата. А когда переходишь в должность чиновника, то управляешь этими процессами, но не являешься их непосредственным участником. Когда я приходила в театр, и меня благодарили за постановку, я поначалу удивлялась: за что? Но там другие акценты: готовить бюджет, формировать задание, работа с документами. И уже в другом находишь удовлетворение. Когда я работала, многое менялось: правовое положение разных типов учреждений, новые организационно-экономические механизмы, новая система оплаты труда. И тут мне помог мой опыт руководителя учреждения.

Кроме того, у меня был очень сильный руководитель: начальник управления культуры Усть-Илимска Ирина Сергеевна Летунова, она помогала как наставник и при этом давала много свободы, очень доверяла. У нас тоже было много новых проектов: например, по поддержке одаренных детей. Вообще, мой опыт работы в Усть-Илимске очень ценен, потому что там работала команда ответственных профессионалов. А я — человек команды. Даже в музыкальной школе я больше любила играть в оркестре, потому что слышала детей, которые играют рядом, и получала удовольствие от чувства единения.

Церемония вручения наград победителям конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники»
Источник: фото из личного архива министра

— А как Вы решили перебраться в Иркутск?

— Мужу предложили работу в Иркутске, мы переехали сюда семьей. Я принесла в Министерство культуры Иркутской области свое резюме. Меня пригласили на собеседование и предложили должность заместителя министра. Для меня, конечно, это было очень неожиданно. Прежний заместитель ушла, и как раз была должность вакантна. В марте 2019 года я вышла на работу. Да, можно сказать, что это был счастливый случай, но я убеждена: к каждому случаю надо быть готовым. В то время я уже прошла переподготовку в БГУ по программе «Современное государственное и муниципальное управление», а также отучилась в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по специальности «Управление в сфере культуры». И это образование позволило работодателям сделать мне такое предложение. Я согласилась, потому что, наверное, странно было бы отказываться. Вообще все, что касается работы, меня не пугает. Даже если есть сомнения, то я возьму трудом, упорством и усердием.

— Вы амбициозный человек?

— Скорее честолюбивый, надеюсь, в меру (улыбается). Я не могу сказать, что целенаправленно хотела быть директором, руководителем, министром. Но при этом с готовностью встречала эти предложения, не говорила: «Что вы, нет, я не смогу!» Мне всегда было интересно испытать, разобраться во всем, стать лучше, сделать что-то действительно важное. В должности заместителя я отработала два года. Когда министр Ольга Стасюлевич ушла, замену ей искали долго.

— Вы были морально готовы, что заместителю могут предложить эту должность?

— Я понимала, что это может быть, но за год столько кандидатур обсуждали. Меня почти не упоминали. Потом Губернатор Иркутской области Игорь Иванович Кобзев вызвал меня и спросил напрямую, готова ли я? Справлюсь? И здесь опять же скажу: отказываться в этой ситуации, когда к тебе обращается руководитель… Ты либо работаешь в команде, либо сдаешься. Если тебе доверяют, значит, должна принять это доверие и начать работать.

Олеся Полунина и ее коллеги: заместители министра Руслан Дячук и Светлана Каплина
Источник: фото из личного архива министра

— С чего Вы начали, какие задачи поставили перед собой прежде всего?

— Такого подхода — «назначьте меня, и я тут все поменяю», — не было. Вот когда я только приехала в Иркутск и предлагала свое резюме, то предполагала, что меня могут пригласить в музей, и даже подготовила возможный план развития. Вот там я понимала, что именно смогу предложить. Когда меня назначили заместителем министра, то было слишком много новых направлений: и ответственность, и другой уровень знаний, и выстраивание отношений. Все это было пройдено, и когда предложили должность министра, то я уже была подготовлена в этой части. Знала руководителей, понимала, как выстроена работа в правительстве. Здесь для меня не было сложностей. И до меня было очень многое сделано другими руководителями. В культуре Иркутской области выстроена система, есть сеть учреждений, среди них и уникальные, например, Музей декабристов или Тальцы. Библиотечная система очень крепкая. Сфера образования в культуре с глубокими, хорошими традициями, выпускники поступают в лучшие ВУЗы. Иркутск считается театральной столицей. Другое дело, что, когда я вступила в должность, была пандемия. И это были абсолютно новые вызовы. Пришлось работать в условиях ограничений, перейти на онлайн-формат мероприятий, организовывать видеотрансляции наших спектаклей и концертов, принимать участие в работе санитарно-эпидемиологической комиссии. Сразу после этого наступал юбилейный 2022 год, и была проведена колоссальная работа по подготовке праздничных мероприятий. В целом в культуре были очень хорошие проекты, которые нужны, но мы понимали, что их нужно вывести на новый уровень, и решили их «пересобрать». Например, фестиваль «Этим летом в Иркутске» — в 2022 году мы расширили его формат и географию участников, добавили новые творческие направления. И это принесло результат — фестиваль посетило более 5 тысяч человек, он впервые прошёл на 17 площадках в Иркутске, Байкальске, Саянске, Зиме, поселках Кутулик и Листвянка.

Любое мероприятие, когда появляется, сначала срабатывает эффект новизны, затем, если все хорошо, то оно развивается, а после развития может идти на спад. И в этот момент ты можешь либо согласиться с этим спадом, либо подумать, как и что можно изменить. Мы понимаем, что Дни русской культуры и духовности «Сияние России», созданные Валентином Григорьевичем Распутиным, тоже переживали разные периоды. И сейчас я как раз читаю переписку Распутина с писателем Валентином Курбатовым, где он сам говорит об этом мероприятии: «Все стареет, даже самое лучшее». Интересно и полезно знать оценку человека, который стоял у истоков, в том числе чтобы понять, как это событие можно вывести на новый уровень.

Да, есть проблемы с кадрами. Молодежь, которую Иркутская область отправляет учиться по целевым договорам в другие регионы России, не всегда возвращается на малую родину. Мы провели работу по внесению изменений в областной закон, и студенты, обучающиеся по целевому набору, будут получать дополнительную выплату к стипендии. Возобновляем методическое сопровождение школ искусств. Сейчас есть хорошие возможности для привлечения внебюджетных средств, гранты и разные фонды на реализацию проектов. И в 2022 году учреждения культуры Иркутской области привлекли более 95 млн внебюджетных средств. Это новые задачи, которые мы ставим перед нашими учреждениями.

На Координационном совете МАСС по культуре в Новосибирске
Источник: фото из личного архива министра

Новое направление — Пушкинская карта, куда я включилась, уже будучи министром. И здесь мы показали неплохой результат, в прошлом году привлекли в учреждения культуры 133 млн рублей по этой программе, в этом году ставим планку еще выше. А это значит, что работа учреждений должна быть еще интереснее для молодежи! Есть возможности использовать федеральные ресурсы, чтобы привозить в Иркутск выставки. В прошлом году в Иркутск привозили выставки из Эрмитажа и Русского музея. В 2023 году есть договоренность на персональную выставку Валентина Серова. Привезти в Иркутск работы живописца такого уровня будет большим подарком жителям Иркутской области.

 Также в этом году к нам приедет на гастроли театр им. Е.Вахтангова. Это — один из моих любимых театров, я всегда стараюсь посетить его, когда бываю в Москве. И иркутская публика заслуживает этого: настоящие гастроли, восемь показов, сто артистов, несколько фур декораций.

Новый телевизионный проект «Культурная программа» — это популяризация событий, учреждений, а главное — людей культуры. Я очень ценю тех, кто работает в культуре. Это я говорю искренне. И даже если люди выступают с критикой, то я в целом принимаю их позицию, потому что понимаю: они творческие, они талантливые, с особым восприятием мира. И мы ведем в соцсетях рубрику #людикультуры38 именно с этой целью: рассказывать о тех, чей труд стоит за этими праздниками, за этими фейерверками, которые случаются на сцене в виде премьер или фестивалей.

С той же целью мы открыли портал «Культура38» — это тоже для людей, чтобы им было удобно спланировать свой выходной день, открыл афишу — и все перед тобой. Мы, конечно, понимаем, что этот портал еще нужно развивать и развивать, чтобы его знали, чтобы к нему обращались. Он задуман как единое информационное пространство, где можно почерпнуть информацию об учреждениях, о мероприятиях и о людях, где была бы авторская уникальная информация в формате блога.

Культура возведена в ранг национальных приоритетов, и государство оказывает большую поддержку отрасли. Важно рассказывать людям, как реализуется в нашей области нацпроект «Культура». Он даёт большие возможности для улучшения условий работы специалистов, поддержки талантливой молодёжи, комфортного пребывания в наших учреждениях посетителей. И вся моя работа, деятельность министерства направлена в первую очередь на это. Наша основная задача — помогать, делать культурные блага доступными для каждого жителя региона, идти в ногу со временем. И мы продолжим вкладывать все ресурсы и силы в любимое дело.

Источник: фото из личного архива министра
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться