Большая выставка «Магистраль. К 50-летию БАМа» открылась в главном здании Иркутского областного художественного музея им. В. П. Сукачёва. На ней представлено более 100 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Кроме фонда музея, были привлечены произведения из частных коллекций иркутян и мастерских художников.
Небольшое количество произведений посвятили Транссибу как теме, предваряющей БАМ. В сотрудничестве с музеем истории ВСЖД в экспозицию добавили предметы, относящиеся к железнодорожной тематике.
Выставка будет работать несколько месяцев и продлится до 6 октября.
Иванна ОБУХОВИЧ
Мы собрали здесь все произведения, которые, на наш взгляд, имеют отношение к БАМу. Это либо произведения, созданные прямо на БАМе, или под впечатлением от поездки на БАМ. Строительство Байкало-Амурской магистрали было событием, которое объединило весь Советский Союз. Оно просто не могло не отразиться в искусстве. Можно сказать, что это одна из последних больших тем в искусстве советских художников
— Анна Потапова, куратор выставки, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства ИОХМ.
Основу экспозиции составили произведения, созданные прямо на участках строительства БАМа. Каждый год прибывали несколько творческих художественных бригад, в том числе из центральной части России, из союзных республик, и работали бок о бок со строителями. Они выезжали на места для сбора творческого материала, создавали произведения живописи, графики, скульптуры, открывая для себя природу, неприступную сибирскую тайгу. Художник погружался в производственную тематику, выявлял особенности процессов, общался с людьми труда, изучал их работу, духовный мир, быт. Это были не пленэры, а активная попытка внедрения художника в гущу событий, очень важных для страны.
Художники существовали в тех же сложных бытовых условиях, что и строители, жили в палатках. Из воспоминаний Евтихия Александровича Конева, их палатка с художником из Улан-Удэ Валентином Архиповым быстро получила название «Третьяковская галерея». Туда приходили строители поговорить об искусстве, там художники показывали репродукции, писали портреты бамовцев, делали наброски, хотя зачастую было нелегко оторвать строителя от его непосредственной работы.
На выставке можно увидеть пейзажи Зудинова, Костовского, Симонова, которые написаны возле бамовских мест. Например, картина «Багульник» Александра Зудинова созвучна с одной из популярных бамовских песен. Пейзажи Костовского представлены работами «Шивера» и «Река Рель в разливе».
Условия создавались для художников, было, где ночевать и чай пить. В год две-три работы сделаешь, а время идёт, надо ещё делать. Они все разные, потому что в разное время создавались. Здесь одно настроение было у художника, то есть у меня, здесь — другое
— Александр Шипицын, заслуженный художник РФ.
На БАМе побывал и народный художник СССР Илья Глазунов. У него есть прекрасные бамовские портреты, связанные именно с духом времени, отражающие типажи того периода. В конце 80-х в Иркутском художественном музее прошла большая выставка художника, после неё он преподнёс в дар наброски, сделанные на БАМе, а также портрет пилорамщика, который можно увидеть в нынешней экспозиции.
Премьерой выставки стало масштабное полотно Лидии Куклис-Шестаковой «Жажда». Его в дар преподнес супруг художницы. Специально к выставке картину подготовили сотрудники реставрационной мастерской музея. Увидеть её можно в отдельном зале, полотно занимает всю стену.
Лидия Дмитриевна Куклис-Шестакова родилась в Иркутске, окончила художественное училище и участвовала в творческих бригадах, в поездках по БАМу. Сюжет ей подсказала жизнь. Она была восхищена, как рабочие занимаются ремонтом пути. Художница рассказывала, что долго создавала картину, начиная с относительно небольшого формата, затем размер картины был нарощен, и получилось большое полотно.
Республиканская выставка
Первым крупным смотром о всесоюзной стройке стала республиканская выставка «Мы строим БАМ» в Улан-Удэ в 1979 году. Готовиться к ней решили в 1976 году на Всесоюзном съезде художников. Вся организационная нагрузка упала на Иркутский союз художников, в который тогда входили как маститые живописцы, такие как Виталий Сергеевич Рогаль, Анатолий Иванович Алексеев, Борис Тимофеевич Бычков, молодой тогда ещё Виталий Смагин. При союзе уже работала молодёжная секция, которой руководил Александр Муравьёв, и в неё входили талантливые молодые авторы Владимир Жемерикин, Александр Шипицын, Николай Башарин.
Художники очень переживали из-за возложенной ответственности: смогут ли создать такие картины, которые лучше всего отразили бы тему БАМа в изобразительном искусстве, и удастся ли подготовить хорошую масштабную выставку. По воспоминаниям А. Алексеева, было прислано около 6 тысяч работ, произведения на выставку тщательно отбирал большой выставочный комитет, в который входили художники из нескольких союзов, в том числе центральных. На республиканской выставке выяснилось, что произведения иркутских художников выглядят мощнее, масштабнее, эффектнее всех остальных.
Стоит отметить, что предваряла экспозицию республиканского масштаба выставка «Художники о БАМе», состоявшаяся в ноябре 1978 года в Иркутском художественном музее. Сорок девять иркутских мастеров представили 150 работ в различных жанрах.
В дальнейшем республиканская выставка много путешествовала и побывала, в том числе, в Иркутске. На той легендарной выставке было выставлено и несколько произведений, которые сегодня представлены в экспозиции. Например, картина Владимира Жемерикина «Серебряные рельсы» — с неё начался творческий подъём художника, его заметили, об этой картине очень много говорили.
Декоративно-прикладное искусство представлено гобеленом сестёр Скалкиных, художниц ДПИ из Московской области. Они тоже участвовали в республиканской выставке 1979 года, а сам гобелен давно не экспонировали.
Нынешняя выставка в художественном музее впервые за много десятков лет собрала произведения художников Иркутской области именно в таком составе. Здесь представлены легендарные вещи. Это произведение Лидии Куклис-Шестаковой «Дорога». Это картина Виталия Сергеевича Рогаля «Дорога к океану». Это графические серии Александра Муравьёва «Строительство тоннеля», «Строители на глубине 125 метров» — чудесные литографии, которые неоднократно издавались в журналах и в виде открыток. Это серии офортов Александра Шипицына. Это великолепные акварели Александра Шелтунова. Отдельно стоит упомянуть портрет фотокорреспондента ТАСС Минеева, созданный Анатолием Ивановичем Алексеевым. Его дополняет витрина с фотооборудованием из музея истории ВСЖД.
Художники, конечно, создавали портреты. Наивысшим жанром советского искусства была тематическая картина. Это были и графические произведения, и зарисовки бытовые, и даже натюрморты. Хотя натюрмортов бамовских у нас на выставке нет. Что касается стилистики работ, то тогда был соцреализм, но не совсем. Появилось много художников, которые увлекались и восхищались творчеством старых мастеров. Возникало большое количество картин, произведений искусства, стилизованных под искусство Возрождения, искусство мастеров начала XX века и так далее. Если посмотреть альбомы выставок, посвящённых БАМу, эти течения, эти веяния можно увидеть
— Анна Потапова, куратор выставки, заведующая отделом зарубежного, русского и современного искусства ИОХМ.