Гореть, чтобы согреть, а не обжечь

Новый взгляд на Пушкина в Иркутском драматическом театре им. Н. П. Охлопкова показал Александр Баркар. В его спектакле зрителя ждут интригующая игра артистов, оригинальные костюмы, нестандартные декорации, динамичная смена мизансцен, фехтование на шпагах, музыка и пение. Немного размышлений после просмотра — в материале портала «Культура 38».

Кира БЕЗМЯТЕЖНАЯ

Фото: Анастасия Токарская/Иркутский драматический театр

Летело ли у вас когда-нибудь все в тартарары? Разбивался ли ваш внутренний мир, как семейный фарфор, который резко смахнули со стола? В декорациях новой постановки воплощена эта идея. Они представляют из себя разбитый семейный сервиз и упавшие три потухшие свечи. По фрагментам, как по осколкам памяти, хаотично передвигаются артисты. Такое оформление придумала студентка факультета сценографии ГИТИСа Стася Ненашаева.

Спектакль, как натянутая струна, и зритель находится в напряжении и думах. Он размышляет, сопоставляет, собирает пазлы сюжета, пытается восстановить части целого. Здесь нет прямой линии повествования, всё намеренно запутано.

Игра актёров — в охлопковской сильной манере, с полной отдачей искусству и слову Пушкина: каждый образ кристаллически выверен и сияет мощью характера. Все четыре героя на сцене — отражение и вариации проявления одной личности. Безумства Пугачёва каждый может найти в себе так же, как доброго и благородного Гринёва (Семён Венцкус), желающего жить по совести и беречь честь смолоду. Или хрупкую, но отважную Машу (Анастасия Ермолина), что хочет сама решать, что ей делать в жизни. Или целеустремлённого, идущего по головам Швабрина (Николай Стрельченко).

В нашем внутреннем бунте мы рискуем сгореть и превратиться в огарок. Но здесь же прослеживается смысл того, что это судьбы трёх героев: Марии, Гринёва и Пугачёва. Швабрин, которого не было в изначальном варианте повести, — в постановке лишь тень, второе «я» Петра Андреевича.

Безумец Пугачёв, жаждущий власти и не хотящий подчиняться никому в образе Джокера (Сергей Дубянский) излучает ужас. Эмоциональное здоровье человека, заигравшегося во власть, упивающегося ею, скрючивает сила и неумение с ней совладать. По режиссёрской задумке, у Емельяна Пугачёва будто бы раздвоение личности, которое иллюстрирует кукольный элемент. Этот гротеск сделан намеренно, чтобы не ввергнуть в предельную панику.

Накал подчёркивается и внезапными звуками струн в самые обострённые моменты, и песнями в исполнении главных героев — разрядка от наэлектризованных дум и страстей. Песни волгоградской группы «Ежовы рукавицы» и песня Йовин «Оловянная принцесса» в такт смыслам: «Ты превратишься в тыкву, я как-нибудь привыкну», «Шёл человек, шёл себе по полю//Левую ногу догонял правой//За такой большой-огромной любовью…». Алексей Орлов (II) своим мастерством ведёт стройное звучание и музыкальную линию постановки. Под его чутким руководствам за два месяца все артисты возобновили в памяти игру на музыкальных инструментах.

Спектакль выдержан в «баркаровском стиле» —  неожиданный поворот сюжета, взгляд через мир женщины и безусловная основа —  музыка. В этом современном и смелом взгляде остаётся тема долга, доброты, милосердия, выбора, любви. Только посыл здесь прослеживается такой: что бы ни случилось, не доведи себя до такого состояния, что «ни звёзды, ни глаза не горят».

В жизни много давления. От общества, семьи, любимого человека. Ценно, что Маша здесь не сломлена, она выстояла во всех бедах и осталась целостной личностью. Кто прав, а кто виноват? Никто. Спектакль получился о личной свободе. Но готовы ли люди к ней — взять ответственность за свою жизнь и не уповать на волю случая и высших сил? Режиссёрский взгляд говорит об ответственности за каждый наш поступок.

Да, Александр Сергеевич Пушкин — наше всё. Но смотреть на его произведения режиссёры имеют право под разным углом. После появления спектакля Александра Баркара «Капитанская дочка. Взгляд» вступают в конфронтацию филологи и режиссёры. Одни — за устоявшуюся структуру, другие — за гибкость подачи материала. По словам режиссёра, он постарался вступить в диалог с автором, поставил в центр своей постановки Марию Миронову, её переживания и стремления к личной свободе.

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться