Выберите город или район:



Геннадий Оводнев: «Работа с лозой — это очень трудоёмкий промысел»

Произведения мастера Геннадия Оводнева, сделанные из ивовой лозы, сразу обращают на себя внимание. Изящные и оригинальные корзины, тарелки, кубышки, хлебницы, шкатулки и более крупные изделия: подцветочники, кресла-качалки, столики диваны — выполнены безупречно и с выдумкой. Агроном по первой профессии, после развала колхоза он нашел новое дело по душе в Центре ремесел села Гуран. В этом году Геннадий Оводнев стал лауреатом конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники». Мастер рассказал нам о том, как он осваивал лозоплетение и тонкости старинного ремесла.

Елена ОРЛОВА

— Геннадий Дмитриевич, как давно вы увлеклись декоративно-прикладным искусством?
— В 2002 году. Сам я родом из этих мест, из села Натка. После окончания школы выучился на агронома в Тулунском совхозе-техникуме. Получил распределение в село Манут, где работал агрономом отделения, оттуда и ушел в армию, служил в Монголии. По возвращении уехал работать главным агрономом в село Знаменка Жигаловского района. Там я встретил свою супругу и через некоторое время мы переехали в село Гуран Тулунского район, где я и работал в колхозе «Знамя Ленина» до его распада. Нужно было искать новую работу, кормить семью, а так как рядом с моим домом открылся Центр ремесел, я решил устроиться туда.

— Почему вы выбрали именно лозоплетение?
— Там уже были такие направления, как береста, деревообработка, ткачество, и мне предложили заняться лозоплетением. Тогда в Доме народного творчества работал мастер Алексей Кислинский. Он показал мне азы, а дальше я осваивал ремесло методом проб и ошибок. Представление об этом у меня было весьма приблизительное. Дело было зимой, мы нарубили толстенных палок, а что с ними делать, понятия не имели. Выписали специальную литературу и начали методом проб и ошибок по ним осваивать ремесло. Ивовый прут — материал, конечно, не такой податливый, как береста. С непривычки пальцы сильно уставали. Но когда я привык и освоил тонкости, то буквально влюбился в это дело. Я, кстати, до сих пор учусь, в том числе и благодаря возможностям интернета. Многие мастера проводят мастер-классы, и я постоянно совершенствуюсь.

— А есть отличия у материалов, ведь видов ивы много?
— Да, ивы более 100 видов, но плести можно из любой. Мне нравится дикая. Самое главное, чтобы пруты были гибкие и упругие. Кстати, к нам приезжал осваивать тонкости мастерства мастер с запада, пробовал работать с нашей лозой, но не смог из нее плести. Ведь она у нас вызревает три месяца, а у них — шесть и становится очень пластичной. Поэтому нашу сибирскую иву они считают грубой, как проволока, и говорят, что она сразу ломается. Но мы уже к этому материалу приспособились. Да, сорта есть разные: более мягкие, более жесткие. Применяем их в зависимости от того, какое изделие делаем.

— Как правильно заготовить лозу?
— Ее нужно срезать осенью, как только с дерева упадут листья, и до мая, пока не начнут появляться почки. Мы ее привозим, сортируем по длине и толщине, потом пропариваем, чистим, сушим и складываем в пучки. Когда я начинаю плести, то набираю лозы столько, сколько мне нужно на определенное изделие, и замачиваю. Потом, когда она станет мягкой, с ней можно работать. В общем, 70% времени уходит на подготовительные процедуры и только 30% — на само изготовление изделий. Поэтому не каждый может работать с лозой, ведь это очень трудоемкий промысел.

— У вас есть и двухцветные изделия, как вы добиваетесь такого эффекта?
— Если лозу пропарить и положить на солнце, она начинает темнеть вплоть до шоколадного цвета.

— Какими техниками вы владеете?
— Плетением из круглой и ленточной лозы, китайским узелком и различными техниками изготовления мебели. Я делаю все: начиная от меленьких корзиночек, вазочек и заканчивая креслами-качалками, столиками и диванами. Когда у меня есть свободное время, я, конечно, отдаю предпочтение мебели. Кстати, кресла-качалки кроме меня вообще никто не делает в Иркутской области. Это дело трудоемкое, на одно изделие уходит два месяца.
Хотя и мастеров по лозоплетению в регионе можно по пальцам одной руки пересчитать. В этот раз мы ездили в Тальцы на областной фестиваль, и оказалось, что этот вид декоративно-прикладного искусства привезли только я и мои ученики.

— А кто ваши ученики?
— Со мной уже более 10 лет работает моя дочка Татьяна Огольцова. Мы вместе проводим занятия для желающих в Центре ремесел, участвуем в международных, областных и районных выставках. Она не сразу увлеклась лозоплетением. Окончила медицинское училище, но по специальности работать не стала. Я ее привлек к своей деятельности, ей понравилось, и она постепенно втянулась. Но она делает более мелкие предметы: корзины, вазы. Другой мой ученик Александр Асаёнок уже получил звание народного мастера Иркутской области. Он тоже владеет всеми видами этого искусства.

— Лозоплетение — это традиционное ремесло для нашего региона?
— Да, конечно, ведь нашим предкам тоже нужно было с чем-то в лес по грибы и ягоды ходить. Но раньше занимались в основном плетением из неокорененной лозы, то есть прутья были нечищеные. Из них делались хозяйственные корзины, ушаты, бочки. То есть наши деды почти все этим ремеслом занимались. Но такие изделия служили гораздо меньше, потому что под корой лоза преет быстрее и приходит в негодность.

— Долго ли служат ваши изделия?
— Срок службы мебели — 20–30 лет, корзин — поменьше. Конечно, когда предметом активно пользуешься, может что-то отломиться: дерево есть дерево. Но если бережно к вещи относиться, то она долго может служить. Я работаю почти 22 года и почти сразу начал делать кресла-качалки, но ко мне еще с тем, что изделие пришло в негодность, не обращались.

11.09.2023