Выберите город или район:



Геннадий Гущин: «Очень важно, чтобы душа открывалась!»

На камерной сцене Иркутского драматического театра имени Н.П. Охлопкова вышел новый спектакль режиссера Геннадия Гущина — «Дура и дурочка». Премьера состоялась 17 марта. В спектакле задействованы только две актрисы — молодая и постарше.

Сцена из спектакля «Дура и дурочка»
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

Вероника ПЕСЧИНСКАЯ

Вот перед нами кафе, стойка бара. На стенах — новогодние украшения и гирлянды. Кажется, эти украшения — единственное, что здесь есть праздничного. Судя по обстановке, это заведение — совсем «из простых». И девушка, которая здесь работает — тоже «из простых». Но у нее есть мечта. Когда никого нет рядом, она берет микрофон и начинает петь. И на глазах преображается — в прекрасную принцессу, артистку, певицу. У нее — красивый голос, сильные чувства. Публика в зале слушала бы ее, замерев. Вот только где она, эта публика?..

Но вот мечте помешали: в зал входит женщина постарше. Ей прямо сейчас понадобился кофе. Девушка, понятно, не очень-то рада посетительнице. Да и умеет ли она вообще радоваться? Не сразу, но соглашается приготовить напиток — увидев который, посетительница разражается смехом. По ее мнению, это вообще не кофе! Она привыкла к другому уровню. Тогда что же она делает здесь, в этом непритязательном заведении?.. Понемногу женщины разговорились, и каждая из них открывает другой свою жизнь, свою драму.

Это удивительно, как две актрисы могут держать публику на едином дыхании, удерживать внимание. Женщину постарше играет Марина Елина, молодую — Дарья Горбунова. Спектакль поставлен по пьесе Григория Берковича, жанр указан как «Грустная комедия». Как режиссеру Геннадию Гущину удалось добиться такого контакта с публикой? Учитывая, что на сцене нет дорогущих декораций, спецэффектов. А может, они и не нужны? Минимализм обстановки только подчеркивает происходящее внутри людей. Но градус накала пьесы очень высок. И если вы идете в театр за переживаниями — то вам сюда.

Режиссер Геннадий Гущин
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

После премьеры режиссер Геннадий Гущин рассказал, почему он решил обратиться к этой пьесе:

— Когда человека что-то трогает? Когда в нем самом живут эти ощущения, чувства, которые мы видим на сцене. Когда я читал пьесу, то очень многое в ней показалось знакомым. Я увидел и свои какие-то проявления, и своих родителей. Поэтому я и смеялся, и сопереживал этим женщинам. Это всегда так — если тебя история касается, то она отзывается. Мне кажется, это не только мне свойственно, судя по тем спектаклям, которые мы играли раньше. Да и по сегодняшнему — я видел, как зал слушал. Мне казалось, что какой-то отзыв в сердцах есть.

— Какой смысл Вы вкладываете в эти слова — «дура» и «дурочка»?

— Для меня эти слова перекликаются с тем, как Василий Макарович Шукшин называл своих «чудиков». Ведь «дурачок», если копнуть — это тоже ласково. Это проявление какой-то непосредственности, какой-то открытости. Современный мир этому противостоит, и если ты будешь вот так смотреть на него, как чудики Шукшина или эти две героини, тебя растопчут в три секунды. И тем не менее это, мне кажется, часть нашей русскости — такая открытость и такая… глуповатость! В хорошем смысле этого слова! Незащищенность. А мы разве не дураки все порой, если посмотреть? Я иногда отслеживаю свою жизнь, свои поступки и думаю: «Ну зачем, ну зачем?! Как дурак, честное слово…» И сколько бы себе ни твердил, но все равно повторяю эти ошибки. И если посмотреть на нашу жизнь, она наполнена этим от начала и до конца. И мы по этому поводу не то чтобы не расстраиваемся… Но живем же?

Сцена из спектакля «Дура и дурочка»
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

— Камерная сцена, всего две актрисы. Как получается, что внимание зрителя держится очень долго?

— Это уже мастерство! И Дарья, и Марина — профессиональные актрисы. И мы с ними очень скрупулезно, по системе Станиславского, все разбирали, каждую секунду, выверяя ритмы. Чтобы было интересно зрителю смотреть. Самое главное — смыслы достать. Если нам это удается, если смыслы нами проработаны, то они и попадают в зрительный зал. Иногда бывает, артисты на сцене существуют бессмысленно. Говорят слова, а они не попадают. Почему? Каждое слово несет в себе какую-то энергию. Вот затерли слово «любовь», сейчас слово «патриотизм» уже затирают. И бывает, что оно не попадает в человека. А если его размять как следует и сказать так, чтобы… Я всегда своим ученикам-студентам привожу пример: «Слово „хлеб“ сытый и голодный человек скажут совершенно по-разному». Потому что опыт жизни — разный. Поэтому если мы проживем эти слова, если мы докопаемся до истины, до основ, то тогда они попадут в зал. Вот и все. Это работа.

Сам спектакль был создан еще в 2018 году и шел в Доме актера, где имеется бар. Вот там, в баре, все и происходило. Тогда женщину в возрасте играла актриса ТЮЗа Людмила Попкова, а в роли молодой, как и сейчас, была Дарья Горбунова.

— Мы практически не затратили тогда ни копейки на спектакль, — рассказывает режиссер, — мы его сыграли прямо в баре. Костюмы у актрис были свои. Посетители удивлялись, когда сначала девушка их обслуживает, а потом оказывается — раз! — она артистка. Когда уже начинается спектакль, и Даша начинает петь, то входила вторая актриса, а ей тихонько говорили шепотом, думая, что она опоздала: «Проходите поскорее!» Можно сказать, Людмила Попкова прорывалась с боем, чтобы сыграть в спектакле! Вот такая история.

Сцена из спектакля «Дура и дурочка»
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

После этого спектакль еще какое-то время шел в галерее Виктора Бронштейна. Иркутский меценат, посмотрев представление в Доме актера, предложил провести несколько показов у него в галерее. А недавно директор Драмтеатра Анатолий Стрельцов предложил Гущину восстановить эту постановку.

— Я считаю, что это правильный выбор нашего театра, потому что такие спектакли нужны для людей. Бывают спектакли, где падает снег, очень много света, еще чего-то. Очень много зрелища. И люди его смотрят, но как-то сердце не разрывается, и душа в таком же покое пребывает, как и до спектакля. А иногда нужно, чтобы работа души состоялась. И это не только спектаклей касается. Это может произойти и в музее, у какой-то картины, или на концерте симфонической музыки. Очень важно в наше время, чтобы душа открывалась! Она же живет, бедная, в своем сосуде, а мы про нее забываем. Надо же и с ней как-то пообщаться! Поэтому была выбрана такая форма — разговор по душам. Когда человек кричит «я тебя люблю», это одно. А когда он эти слова шепчет на ушко любимому человеку — это совсем другое. Поэтому мы хотели нашептать эту историю на ушко зрителю.

Сцена из спектакля «Дура и дурочка»
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова

Изначально в пьесе не было новогодних декораций, но режиссер Геннадий Гущин решил добавить Новый год в спектакль. Потому что вера в чудеса — это тоже часть нашей жизни. Но что делать, если они не приходят? Можно делать их самим. И не беда, если фея — вовсе не сказочная героиня с волшебной палочкой, а обычная женщина. Чудес мы творить не можем, а делать добро — вполне. А для кого-то и это — сродни чуду. Геннадий Гущин говорит:

— Наша потребность в чуде настолько сильная, что порой мы верим на пустом месте. И ерунде, и абсурду! И когда пелена разошлась, думаешь: «Как я мог в эту чепуху верить?» Да если вспомнить историю всей нашей страны, думаешь — ну, как можно было в это вообще верить?! А нация верила. Люди верили в это все, искренне! «Да не может такого быть». Было! Почему мы и перенесли все в Новый год? Потому что все ждут чуда. Отчего наши домохозяйки сидят перед телевизором, смотрят все эти сериалы о хорошей жизни? Потому что каждая же представляет себя в этом трёхэтажном доме с бассейном. Все же хотят этого! Эти женщины — просто родственные души. Почему она начала про себя рассказывать? Потому что почувствовала в этой девочке — что в ней тоже открытое, израненное сердце. И поступить с ней плохо — то же самое, что пнуть собаку бездомную. А потом глаза ее увидишь и жить не можешь нормально, зачем же ты это сделал? Вот какие-то такие вещи. Мы же часто раним людей, так сказать, походя. А потом, если совесть есть, ты зацикливаешься на этом, и тебе просто плохо жить дальше. И то, что происходит в конце — я не знаю, это из области фантастики или нет. Но эпиграф к нашему спектаклю такой: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Мы все знаем эти слова, и не всегда так живем. Но мы сейчас говорим об идеальном. И вот эта тоска по лучшему живет во всех нас.

СПРАВКА

Геннадий Гущин — актер, режиссер. В труппу иркутского Драмтеатра приглашен после окончания Иркутского театрального училища в 1977 году. В 1998 году Геннадию Гущину присвоено звание «Заслуженный артист РФ». Окончил Высшие режиссерские курсы в Москве. Актерскую деятельность совмещает с режиссурой. В 2000 году награжден Почетной грамотой мэра города Иркутска. В 2010 году Геннадий Степанович был награжден дипломом и памятным знаком «За заслуги в развитии города Иркутска». Эту награду артист получил за многолетний труд, высокое профессиональное мастерство, большой вклад в развитие театрального искусства и культуры нашего города.

Режиссер Геннадий Гущин
Источник: Иркутский драматический театр имени Н.П. Охлопкова