Выберите город или район:



Галина Солуянова: «Вампилов всегда шел рядом со мной»

«Я, конечно, человек восторженный, но говорю сущую правду. Если мне надо было написать очередное письмо-просьбу, я садилась за вампиловский стол. И у меня рука прямо сама ходила! Потом бежала и набирала письмо на компьютере. А когда мне бывало совсем плохо, то садилась в кресло Вампилова, и оно как бы давало сил». Галина Солуянова, директор Центра Александра Вампилова в Иркутске, рассказала, как шла к созданию центра.

Вероника ПЕСЧИНСКАЯ

Галина Солуянова, директор Культурного центра Александра Вампилова
Источник: Культурный центр Александра Вампилова

Знакомство с Вампиловым

— Когда воспитываешься на советской литературе: «Как закалялась сталь», «Четвертая высота», книга о Гуле Королевой, то искренне веришь во все это. Вот и я искренне верила, что я должна отработать свое избрание делегатом 17-го съезда комсомола — того самого, откуда ребята поехали БАМ строить… — вспоминает Галина Солуянова.

Галина Солуянова родилась в 1952 году в селе Раздолье, училась в поселке Китой. После восьмого класса поступила в Иркутское театральное училище, с 1971 по 1981 год была ведущей актрисой иркутского ТЮЗа. В 1985–1989 годах — преподаватель Иркутского педагогического училища. С 1989 года — заведующая литературно-драматургической части Иркутского ТЮЗа. С 1996 года — исполнительный директор Иркутского областного фонда А. Вампилова, с октября 2008 — заведующая отделом Областного краеведческого музея «Дом-музей А. Вампилова», с 2012 года — директор Государственного автономного учреждения культуры Иркутской области «Культурный центр Александра Вампилова». Ветеран труда РФ, лауреат премии «Интеллигент провинции». Награждена медалью за заслуги в науке и образовании (2008).

— С Александром Вампиловым я несколько раз встречалась. А дважды даже знакомилась лично. Я тогда училась в театральном училище и одно время, пока не было места в общежитии, жила в доме моего педагога и его жены Татьяны Александровны. Она была завлит ТЮЗа, и вот она меня и знакомила с Вампиловым, причем дважды. Татьяна Александровна говорила: «Это Галочка Солуянова, любимая Борина студентка». Борис Степанович Кондратьев — мой педагог по актерскому мастерству. Я тогда еще «маленькая» была, мне восемнадцать лет было. А потом случилась эта трагедия: Вампилов погиб. И… я побоялась ехать на похороны. Смерть для меня тогда была особая зона, я вообще не могла ходить на похороны. Тогда на областном телевидении сделали в прямом эфире поминальный вечер по случаю сорока ден, а мы в ТЮЗе поставили два отрывка из пьес Вампилова. Меня взяли в отрывок в знаменитую сцену у калитки — где Валентина признается Шаманову. Я иногда шучу, что я первая исполнительница роли Валентины, пусть и в таком варианте.

Потом я вышла замуж, мой муж поехал в Новосибирск учиться, и я за ним. Так как высшего образования у меня не было, то я пошла учиться в Новосибирский педагогический институт на факультет русского языка и литературы. На меня все смотрели с любопытством: артистка! Преподаватели начали меня потихоньку привлекать: то отрывок поставить из античной литературы, то вести мероприятия. Я многих тогда увлекла, заразила любовью к театру, и мы поставили со студентами первую пьесу Вампилова «Прощание в июне». С этим спектаклем от обкома комсомола потом ездили по деревням и весям. Вот так, потихонечку, Александр Вампилов все время шел со мной рядом. Или это я шла с ним? Потом мы с мужем вернулись в Иркутск, и мне снова предложили работать в ТЮЗе, который уже носил имя Вампилова. Мне предложили на выбор: или в труппу, или руководителем литературно-драматургической части. Я выбрала второе.

— А почему? Актриса такая чудесная профессия.

— Она чудесная, и я была хорошая артистка, на меня публика ходила. Меня даже до сих пор узнают. В этом году на наше событие пришла одна женщина и говорит: «Я вас вспомнила! Вы погубили свой талант, предали театр!» Вот так категорично. Но эта профессия очень непростая. Помню, муж, бедный, маме моей жаловался: «Она возьмет и на три дня замолчит!» А у меня впереди «Коварство и любовь», я играю Луизу и сосредотачиваюсь, а муж начинает нервничать, думает: «Что-то не так?» Возвращалась я поздно, спектакли тогда начинались в 19:30 и шли с двумя антрактами. Мы жили в Ново-Ленино, я кое-как на последнем автобусе еле успевала… В общем, после возвращения из Новосибирска меня опять звали в труппу, но я выбрала должность завлита. И ко мне стали приходить школьники, просить что-то про Вампилова: «Учительница сказала написать сочинение, а я ничего не знаю! Дайте книжку с произведениями, дайте фотографию!» Я начала потихоньку собирать газетные, журнальные статьи. В 1991 году муж принес заметку в «Комсомольской правде», что скоро двадцать лет со дня гибели Вампилова, а никто даже не подумал установить какой-то камень на месте гибели. Я прихожу к директору театра Виктору Токареву и говорю: «Надо что-то делать». Мы привлекли скульптора Евгения Скачкова, он осмотрел территорию и сказал, что на фактическом месте гибели Вампилова ничего поставить нельзя, берег не подходит. Выбрал вот этот участок перед въездом в Листвянку. А реальное место гибели — чуть дальше в сторону поселка. Скульптор все тянул с созданием памятника, мне было жутко неудобно. Ведь шли непростые 90-е. Мы нашли спонсора: Иркутский биржевой союз взял на себя финансирование. Намечались серьезные события в честь 55-летия со дня рождения Вампилова, а памятника все нет. В результате мы просто вышли на одну фирму, и был установлен большой камень как памятник. Мы открыли этот мемориал 17 августа 1992 года, спустя ровно двадцать лет со дня гибели Вампилова. На открытии камня выступал Олег Павлович Табаков, который тогда был в Иркутске на гастролях с театром «Табакерка». Он рассказывал тогда, что в 1972 году как раз ехал в свой любимый Саратов, в машине звучала музыка. И было 17 августа. «И я услышал страшную весть, что Саня погиб». А они дружили…

Галина Солуянова у памятного камня в Листвянке
Источник: Культурный центр Александра Вампилова

От Фонда А. Вампилова к Культурному центру

— В 1995 году я ушла из театра: мой муж открыл свое небольшое дело, и я стала работать с ним. Но все думала: надо создать музей Вампилова. Союз театральных деятелей меня не поддержал, мне сказали: «А зачем? Газеты, статьи, книги, журналы мы и так собираем — этого достаточно». Меня это поразило.

— И что же было дальше?

— Я плакала. Люба Васильева, которая тогда работала на иркутском телевидении, говорит: «Пойдем к Владимиру Лапенкову!» Это было в 1996 году, Владимир Михайлович тогда возглавлял Комитет по культуре Иркутской области. Я говорю: «Я боюсь! Он такой суровый!» Но Лапенков все взял на себя. У меня ведь, кроме идеи, ничего не было. Но я прошла вообще-то очень хороший путь. Я так закалилась.

— А какой была изначальная идея? Помещение или отдельное здание?

— Отдельное здание. Потому что я понимала уже, куда иду. Что центру нужна библиотека, картинная галерея, собственная музейная экспозиция, какой-то литературный, театральный салон, где открываются выставки, играются спектакли и так далее.
Благодаря поддержке Комитета по культуре появился Фонд А. Вампилова. Он был создан в 1996 году как общественная организация, призванная увековечить память выдающегося драматурга. Основательницей и исполнительным директором фонда стала Галина Солуянова, председателем правления — народный артист РСФСР Виталий Венгер. Фонд существовал на спонсорские деньги, в основном на пожертвования. С 1996 года за время его работы было издано 36 книг, проведены сотни встреч, собраны десятки ценнейших экспонатов, связанных с жизнью и творчеством Вампилова.

В 2004 году председатель КУМИ Леонид Ощерин распорядился выделить помещение Фонду им. А. В. Вампилова.

— Мне предложили место напротив отдела природы краеведческого музея. Я зашла в это помещение, но… Ни я это помещение не приняла, ни оно меня. Там как-то неуютно. Архитектура такая: чисто служебное помещение. Как там обустроить творческое пространство? Мне говорят: «Вам в центре города дают сто квадратов, а вы еще и недовольны?!» Но я все же напросилась на еще одну встречу с Леонидом Ощериным. И он говорит: «Так вам же отдельный дом нужен!» Я говорю: «Да! Именно!» Начали мы искать здание, нашли вот это. Оно было без канализации, водоснабжения, вообще разруха. Это флигель усадьбы купца Юзефовича, построенной в начале ХХ века. В этом помещении был молельный дом. Затем, говорят, тут раньше были коммунальные квартиры, потом ломбард. А когда нам выделили это здание, здесь рабочие варили металлические конструкции. Но стены хорошие, само здание прочное. Решением Городской Думы от 27 декабря 2004 года оно было передано Фонду Вампилова. И с 2005 по 2007 год я искала деньги. Реставрационные работы с большими перерывами продолжались с 2005 по 2012 год. Мне очень помог ИркАЗ, были также пожертвования от людей. Но основная часть работ была проведена Управлением капитального строительства Иркутской области. В день 70-летия Вампилова, 19 августа 2007 года, мы уже открыли первый этаж. А в 2012 году мы открылись полностью. Я была удивлена, что мне предложили должность директора центра. Потому что уже готовилась к худшему, ведь такое бывает нередко: «мавр сделал свое дело» и больше не нужен. Все же было очень непросто тогда… И были серьезные противники всего этого. Литераторы говорили: «Городу нужен литературный музей, в котором Вампилову будет отведено свое место».

— Такой вариант вам не подходил?


— Пожалуйста — делайте. Я вам мешаю, что ли? Я сделала, я свой долг отдала. А вы делайте. Есть целый Дом литераторов. Но многие литераторы поддержали: Геннадий Машкин, Глеб Пакулов, Нелли Матханова, Владимир Жемчужников и другие. Сложностей много было, и они продолжаются. Например, сейчас есть желающие убрать ограждение у памятника и оставить там один камень, чтобы вокруг была прогулочная зона. Но это ограждение уже спасало памятник от машин. А потом, это же цельное произведение, завершенная композиция.

Культурный центр Александра Вампилова
Источник: Культурный центр Александра Вампилова

Культурный центр Александра Вампилова сегодня

В 2012 году ремонт здания был завершен. В цокольном этаже расположились кабинеты сотрудников, картинная галерея, библиотека, фондохранилище, гостиная. На первом этаже — основной зал с литературно-театральным салоном, зимний сад и антресоли, на которых расположилась музейная экспозиция. Официальное открытие прошло 19 августа 2012 года — в день 75-летнего юбилея драматурга Александра Валентиновича Вампилова. Музейная экспозиция «На антресолях» с личными вещами драматурга открылась 19 августа 2013 года. Сейчас Центр А. Вампилова работает по четырем направлениям: литературно-театральный салон, картинная галерея, библиотека и музейная экспозиция.

— Расскажите о работе Центра Вампилова сейчас. Откуда вы берете темы для встреч, событий?

— Поскольку мы являемся государственным учреждением, то у нас есть госзадание. В течение года мы должны провести 55 встреч и 5 выставок. Я уже давно в этом «варюсь», и мне очень легко придумывать темы. Однажды Виталий Константинович Венгер предложил: «Галя, видишь, в чем дело. Я ведь уже не могу на сцену выходить. И книжки я свои уже написал. Может, организуем какой-нибудь вечер, пусть люди придут, а я им про актерское мастерство, про тайны профессии расскажу?» Так родился проект «Мастера», где профессионалы своего дела делятся опытом. В нем, кроме Венгера, участвовали фотографы Валерий Орсоев и Анатолий Бызов, кинооператор Евгений Корзун… Затем я подумала, что надо как-то привлекать новое поколение, и придумался конкурс «Рассвет», для талантливых детей. Меня восхищает молодая актриса иркутской драмы Екатерина Константинова: она и мастер сцены, и на фортепиано играет. И благодаря ей мы придумали третий проект: молодых и талантливых, кто только растет в своей профессии — «Восхождение». Первую встречу мы провели с Екатериной Константиновой, затем приглашали режиссера Анастасию Зверькову. Так родилась триада: «Мастера», «Восхождение» и «Рассвет». Мы приглашаем с концертными номерами молодых музыкантов, артистов. Важно, чтобы у нас проходила большая вереница имен. Я запрещаю называть наши встречи мероприятиями: это события. Под каждое пишется индивидуальный сценарий, готовится видеоряд, фото, подбирается музыка.

— Наверное, самая волнующая часть экспозиции — личные вещи, принадлежавшие Александру Вампилову. Расскажите, как Вы их собирали?

— Так как я жила в Иркутске, то знала, с кем Александр Валентинович общался. Составила список из десяти имен и пошла по этому списку. И почти все отвечали: «А ничего не осталось…» Глеб Пакулов говорит: «Он привез мне из Москвы рубашку, но она уже истрепалась и ушла на тряпочки». Кому-то Вампилов подарил журнальный столик, но он уже рассыпался от времени и был сожжен в печке. И я запереживала, что ничего не соберу. Но дело пошло. Олег Желтовский, главный редактор «Советской молодежи», передал кресло, которое много лет стояло в редакции, и Вампилов в нем часто сидел. Родственники драматурга передали много ценнейших вещей. Вдова Ольга Михайловна — печатную машинку, старший брат Михаил Валентинович — настольную лампу. Сестра Галина Валентиновна — письменный стол Александра Валентиновича и люстру, которая висела у него в доме, а также бесценные тетрадки, рукописи, записные книжки. Замшевая жилетка, в которой Вампилов был на генеральной репетиции «Старшего сына» (ее потом носили родственники, но передали нам). Писатель Владимир Жемчужников передал пустую пачку от сигарет «Солнце», и меня это так тронуло… Владимир Борисович рассказал: «Саня как-то приезжал в порт Байкал, мы там гуляли, и была непогода, и я ему дал куртку. И потом карманы долго не проверял. А потом, когда Вампилова уже не было в живых, залез в карман и обнаружил там пустую пачку. Саня тогда не выбросил ее на Байкале, а забрал с собой». Это ведь говорит о личности. От артистки драмтеатра Галины Байнякшиной у нас появилось фортепиано. Я знала, что оно у нее есть, Галя была в первых числах списка. Но она твердо сказала: «Нет, пока оно у меня».

— А как оно связано с Вампиловым?

— Он часто бывал в общежитии драмтеатра, у Гали в комнате стояло это фортепиано, Александр Валентинович часто к ней приходил, музицировал. Причем он был самоучка. Мне рассказывали: в Кутулике он научился играть на домре, потом через две недели освоил гитару, а уже здесь, в Иркутске — пианино. Ребята рассказывали: во время студенчества они все время бегали в магазин грампластинок, в отдел классики, и Саня мог в компании легко пропеть кусок из Моцарта, у него был неплохой голос. Именно он привез в Иркутск стихи Николая Рубцова и песню «В горнице моей светло». Сейчас это пианино стоит у нас наверху. Когда у нас уже работал центр, однажды позвонила Галина и сказала: «Мы на семейном совете приняли решение: отдать». С некоторыми экспонатами связаны вот такие истории. Если мне надо был написать очередное письмо-просьбу, я садилась за вампиловский стол. И у меня рука прямо сама ходила! Потом бежала и набирала его на компьютере. А когда мне бывало совсем плохо, то садилась в кресло Вампилова, и оно как бы давало сил. Я, конечно, человек восторженный, но говорю сущую правду.

Стол Александра Вампилова
Источник: Культурный центр Александра Вампилова

СПРАВКА
Культурный центр Александра Вампилова работает по четырем направлениям:

  • Музейная экспозиция «На антресолях» рассказывает о творческом и жизненном пути драматурга Александра Вампилова.
  • В Картинной галерее собрана коллекция работ художников Иркутска и не только.
  • В Литературно-театральном салоне проходят творческие встречи, концерты, спектакли и мастер-классы.
  • В Библиотеке можно найти материалы по творчеству Вампилова, а также книги иркутских писателей.
    На сайте культурного центра можно ознакомиться с афишей предстоящих мероприятий.

На сайте культурного центра можно ознакомиться с афишей предстоящих мероприятий.