Певица и руководитель вокальных коллективов «Станица», «Родник» и «Потеха» Уриковского социально-культурного комплекса Галина Маркова — человек разносторонний и глубокий. Она — музыкант, парикмахер и математик по образованию. Причем каждому из них она нашла применение в своей жизни. Несколько лет назад она возглавила казачий ансамбль и с головой погрузилась в необычную культуру этого народа, ведь фольклорное направление ей как музыканту ближе всего. В этом году Галина Маркова стала победителем конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники — 2024».
Елена ОРЛОВА
— Галина Викторовна, как вы стали руководителем ансамблей «Станица», «Родник» и «Потеха»?
— Дело в том, что в Иркутске я руковожу двумя взрослыми коллективами в составе ансамбля «Сибиряне», но я хотела поработать с детьми, поэтому устроилась в Уриковский социально-культурный комплекс. А там уже год работал казачий коллектив «Станица», музыкальным руководителем которого мне предложили стать. Я согласилась и начала постепенно погружаться в казачью культуру. Прочитала очень много источников, даже изучила свою родословную и обнаружила у себя казачьи корни по отцовской линии. Правда, конкретики в этом вопросе мало, потому что в советское время такую информацию скрывали. Еще я, как и планировала, набрала с нуля детский фольклорный коллектив «Потеха». И взяла на себя руководство народным ветеранским вокальным ансамблем «Родник».
— Интересно было окунуться в казачью культуру?
— Очень интересно, ведь казачья культура — мужская по своей энергетике. Казаки — воины, и женщины у них были такие же, ведь когда мужчины уходили воевать, всё на них держалось. Казачки были сильные, властные, мудрые, красивые, не из последнего сословия. Казаки не выбирали себе в жены крестьянок, ведь сами себя считали по крови выше. Говорят, даже воровали принцесс. Еще на одном из семинаров нам рассказывали, что люди заменяли слова в казачьих песнях, чтобы не потерять их. И до сих пор есть тексты в советских сборниках, где «партизан» не в рифму, а прямо просится «казак». Словом, мне пришлось очень глубоко разбираться в истории, чтобы объяснять какие-то традиции, поведение, звукоизвлечение.
— Вы настолько внимательны к традиции?
— Конечно, нужно ко всему подходить серьезно. Например, мы в прошлом году выиграли в конкурсе, и нам выделили деньги. На них мы отшили костюмы, хотя мы сценический коллектив, а не фольклорный. Но нам важно сохранить аутентичность.
— Как вы пришли в музыкальную сферу?
— У меня творческая семья: два брата и отец — музыканты. Старший — балалаечник, средний — саксофонист, папа — баянист. 30 лет назад отец создал народный хор русской песни «Сибиряне». Я в нем пела с 12 лет, потом когда подросла, начала помогать папе руководить коллективом.
— То есть у вас не было выбора или вам нравилось заниматься музыкой?
— Мне это нравилось и всё как-то совершенно гладко складывалось. Но с образованием у меня все не просто. По первому я парикмахер. Второе образование у меня — математический факультет Иркутского государственного педагогического университета. И все эти занятия гармонично сочетались с моим увлечением музыкой. У меня до сих пор свой салон красоты и пять вокальных коллективов.
— А музыкальное образование получили?
— Конечно. Сначала в Иркутском музыкальном колледже им. Ф. Шопена. Потом заочно получила высшее образование в Национальном исследовательском институте дополнительного образования и профессионального обучения в Москве.
— Как же вам удается все это сочетать?
— Думаю, у меня такой склад характера, мне нравится переключаться. Поэтому вокальное направление — это половина моей жизни, и другая — парикмахерская деятельность. И потом иногда люди, когда долго работают в одной сфере, теряют интерес к своей деятельности. А у меня она постоянно меняется, поэтому рутина и не поглощает.
— Математическое образование вы как-то используете?
— В салоне красоты приходится заниматься бухгалтерией, поэтому мне очень помогает высшее математическое образование.
— Кстати, в вашей семье все инструменталисты, а вы выбрали пение.
— В музыкальной школе я играла на скрипке и на пианино, ведь этот инструмент основной для всех музыкантов. А сейчас у меня есть большое желание приобрести старинные инструменты и научиться на них играть. В частности, большой интерес у меня вызывает колесная лира. Хочется приобрети ее и ввести в наш казачий коллектив.
— Чем вас увлекает народная музыка?
— Она более искренняя. Мы ведь все — часть народа, и эти традиции у нас в крови. Не все могут получить музыкальное образование, а петь могут все. И в основном у меня все коллективы непрофессиональные, это тоже очень интересное направление. Конечно, с профессионалами работать проще. А непрофессиональные коллективы начинают с нуля, они как дети в этом направлении, неважно, какой у них возраст. Поэтому всё идет от души, и эмоциональное наполнение совсем другое.
— А ведь и правда, сама песенная традиция идет из народной музыки.
— Конечно, ведь в деревнях собраться вместе и петь — это так естественно. Моя бабушка всегда собиралась с родственниками или подругами, и они пели за столом. В песнях часто рассказывались какие-то истории, я маленькая плакала, если они были грустные, и часто засыпала под них на коленях, как под сказки. Ведь раньше не было телевизоров, и через песни передавалась история и опыт предыдущих поколений.
— На ваш взгляд, что эта вокальная традиция дает современным людям?
— Единение. После пандемии в наш коллектив пришло очень много людей, потому что поняли, что им не хватает общения. А в одном из коллективов у меня есть девушка, которая в 35 лет поняла, что она хочет петь. Просто для себя. У нее не было особо хорошего слуха и голоса, но сейчас она прекрасно поет! Так что все возможно!
— А еще кажется, что пение — это своеобразная терапия.
— Естественно, мы ведь все очень много работаем и, вообще, разучились отдыхать. И когда люди поют, они возобновляют свою энергию, выпускают те эмоции, которые накопили за день. Ведь коллектив как семья единомышленников.
— Ваше впечатление от конкурса? Почему решили принять участие?
— Нас выдвинули руководители нашего Социально-культурного комплекса. И я очень рада, что приняла в нем участие. Это замечательный конкурс, очень профессионально организованный. И, конечно, я очень рада, что мою работу оценили так высоко. Уверена, что такие мероприятия необходимы работникам культуры, чтобы они могли почувствовать значимость своей работы.
20.06.2024