Елена Лисицкая: Творчество исцеляет

Методист Центра ремесел Тулунского района Елена Лисицкая обладает множеством талантов. Она автор около сотни статей по сохранению и популяризации традиционной народной культуры в местных и областных СМИ и интернете. Инициатор этнографических экспедиций по сбору нематериального наследия, предметов старинного быта, которые представлены в музейных комнатах учреждений культуры. При этом она сама в совершенстве владеет техниками лозоплетения, травоплетения, мокрого и сухого валяния из шерсти, художественной керамики и ткачества. Ее произведения на стыке традиции и современности отличаются изяществом и гармоничной красотой. Многие из них находятся в фондах Братского педагогического колледжа, Центра ремесел села Гуран, комитета по культуре, молодежной политике и спорту администрации Тулунского района и в частных коллекциях. В этом году Елена Лисицкая стала победителем конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники – 2024».

Елена ОРЛОВА

— Елена Анатольевна, почему вы решили принять участие в конкурсе?
— Признаюсь, что у нас со вторым лауреатом конкурса — Сергеем Николаевичем Бажановым — были немного корыстные цели. Дело в том, что мы реализуем в селе Бурхун проект «Историко-культурное пространство. Бурхунские бирюльки». И он требует очень много финансовых затрат, ведь мы, по сути, создаем музей ремесел на базе культурно-досугового центра. И вот мы пошли на конкурс, чтобы у нас были дополнительные ресурсы на реализацию проекта.

— Расскажите подробнее про ваш проект.
— Этот проект самый удивительный в моей жизни! И самый любимый, потому что идея не только моя, но и всей нашей команды мастеров Тулунского района. То есть мы создаем постоянно действующую интерактивную экспозицию инструментов, материалов и изделий ремесленного производства, а также ремесленные мастерские, где уже проходят мастер-классы, мероприятия и выставки. «Бурхунские бирюльки» — это новая ступень развития Бурхунского сельского поселения, на территории которого потомственными мастерами организована реконструкция плотницкого, столярного дела и восстановление этнографических предметов.

Сейчас мы создаем пространство, в котором будут сохраняться разные традиционные технологии. Например, ткачество. Мы собрали историю развития этого вида рукоделия в нашем районе. Сейчас мы находим этнографические предметы в этой технике и включаем их в экспозицию. В планах реконструкция технологии.

— В Тулунском районе была какая-то особая технология ткачества?
— Была своя технология обработки льна — от посева до создания изделия. Эта сельскохозяйственная культура была распространена практически во всех деревнях. Мы собрали рассказы старожилов села, как они возделывали, собирали и обрабатывали лен. И представили все это на информационных стендах, которые расположены в нашем историко-культурном пространстве.

Кроме того, в Тулунском районе шили обувь, и мы собрали старинные колодки. Было развито гончарное ремесло, поэтому жители приносят нам глиняные изделия, которые изготавливали их предки. Словом, у каждого предмета своя интересная история.

— А почему историко-культурное пространство называется «Бурхунские бирюльки»?
— Бирюльки — это старинная настольная народная игра, в которой собирают миниатюрные игрушечные предметы. У нас будут малые исторические архитектурные формы. Проект реализуется на базе культурно-досугового центра села Бурхун и прилегающей к нему территории. Там будут воссозданы старинные дома в малых архитектурных формах. Например, фуражный амбар поселка Сибиряк, который более 100 лет назад построили поляки. Или дом-пятистенка белорусских переселенцев из деревни Одер. Ведь Тулунский район на период 1930 года занимал второе место в Иркутской области по численности жителей этой национальности. Кстати, сам Сергей Николаевич — плотник в третьем поколении и потомок белорусских переселенцев. Он будем проводить там мастер-классы по плотницкому делу.

— А вы родом из Тулуна?
— Нет, я родом из Забайкальского края. Я родилась в селе Булум Оловяннинского района. Моя бабушка из крестьянок, в семье традиционно занимались ткачеством ковров. А моя мама пошла по другой стезе – была капитаном милиции. Она-то и была инициатором переезда нашей семьи в Тулун.

— Сколько мастеров принимает участие в проекте?
— 28 человек из разных сел. Кто-то ткёт половики, делает кукол, плетет из лозы. Например, мастер из села Шурагул Юрий Половинкин недавно сплел корчагу — рыболовную снасть. Каждый вносит свою лепту, собирает информацию по крупицам. В этом году в продолжение нашего проекта мы выиграли грант Губернского собрания — «Рукодельная изба. Все в наших руках». В его рамках мы будем работать с людьми с ограниченными возможностями здоровья. Мы их научим ткать, лепить, шить. Это будет им подспорье и своеобразная терапия. Я знаю, что творчество исцеляет. Например, когда мой брат Николай восстанавливался после инсульта, я его научила валять из шерсти, сейчас он покоряет лепку из глины, и ему это помогает. Он даже выучил английский язык самостоятельно, так что потенциал у людей с ограниченными возможностями очень большой. А рукоделие может им помочь его раскрыть. Ведь меня оно тоже в свое время спасло.

— Спасло от болезни?
— Мне поставили страшный диагноз – онкологию. Где-то год я проходила лечение, потом была реабилитация. Когда мне полегчало, я подумала, что нужно чем-то заниматься. И мне захотелось делать что-то творческое, ведь я всегда рисовала. И решила попробовать лозоплетение. Начала осваивать этот вид творчества, сначала на одну выставку пригласили, потом на другую, познакомилась с мастерами. И меня затянуло.

— А до этого вы кем работали?
— До этого работала во вневедомственной охране, а по первому образованию я агроном, и я любила ту и другую профессии. Когда получила инвалидность, по линии социальной защиты мне предложили обучение в вузе. Я окончила Байкальский университет по профессии «преподаватель психологии, психолог», но по специальности никогда не работала, ведь у меня чересчур развита эмпатия, а это мешает в такой работе. Но знания мне пригождаются. Я сейчас работаю методистом в Центре ремесел  и в методическом центре Тулунского района, а это, прежде всего, взаимодействие с людьми. Но на этом моя учеба не закончилась. Я окончила художественно-графическое отделение Братского педагогического колледжа. Потом на областном конкурсе «Сибирь мастеровая» в составе жюри были преподаватели из Кемеровского института культуры и искусств, которые так хорошо рекламировали свой вуз, что я решила поступить туда в магистратуру и даже прошла на бюджет. И эта учеба буквально открыла мой внутренний потенциал! Я сейчас переживаю состояние творческого полета.

— Расскажите о вашем творчестве.
— Я обожаю лозоплетение. Каждая веточка в моих изделиях наполнена теплом и гармонией. Однако, когда я попробовала соединять лозу с глиной, поняла, что это не слишком удачное сочетание. Ивовая лоза и глина — это два разных материала, каждый из которых имеет свои особенности и уникальные характеристики. Стала экспериментировать. Как только я добавила в творчество элементы травоплетения, в моих работах снова заиграла гармония.

Травоплетение добавило изделиям не только новые текстуры и цвета, но и энергию природы. Этот синтез материалов делает работы более живыми и естественными, придавая им особую привлекательность.

— Как вы осваивали технологию травоплетения?
— Это старинная традиция спирального плетения, к нам ее завезли белорусские переселенцы. Я нашла эту технологию в селе Умыган Тулунского района. Сначала находила этнографические предметы, и чтобы понять, как это сделано, мне приходилось их расплетать.

— То есть вы практически с нуля восстановили технику плетения?
— Да, и мне очень интересно эти аутентичные техники превращать в искусство. Для меня, с одной стороны, очень важно, сохранить традицию плетения и гончарного дела, ведь это наш культурный код, мы должны уметь создавать красоту своими руками. А с другой, показать, что этим вещам есть место в современности, и передать все это подрастающему поколению, чтобы традиция жила.

СПРАВКА
Ежегодный конкурс «Лучшие муниципальные учреждения культуры, находящиеся на территориях сельских поселений, и их работники» проводится с 2012 года министерством культуры Иркутской области. С 2021 года он проводится в рамках национального проекта «Культура».
Лучшие сельские учреждения культуры и их работники участвуют в различных конкурсах, занимаются проектной деятельностью, используют в работе цифровые и мультимедийные технологии, активно работают со СМИ и представляют себя в информационном пространстве.

08.07.2024