«Просто душа радуется, когда видишь, что новая публика приходит в зал. В этом, безусловно, сказывается наша работа, вот эти двенадцать незабываемых лет, на протяжении которых идет фестиваль», — говорит Ирина Касьянова, директор Иркутской областной филармонии, где с 24 по 28 мая проходил XII Международный фестиваль оперной музыки «Дыхание Байкала».
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ. Фото — Анастасия ТОКАРСКАЯ
Из истории фестиваля
— Да, в Иркутске нет театра оперы, это факт, — говорит Олеся Полунина, министр культуры Иркутской области, — но у нас есть два мероприятия, которые позволяют ценителям оперной музыки прикоснуться к шедеврам. Это фестиваль «Дыхание Байкала», который проходит весной, и фестиваль русской оперы в Тальцах, который проводится летом. И зрители всегда готовятся, ждут весны и лета. Программа составлена так, чтобы зрители могли услышать лучшие произведения в исполнении именитых гостей.
В этот раз перед публикой в Иркутске выступили: солисты Большого театра Ирина Макарова из Москвы (меццо-сопрано) и Владимир Комович (бас), Аюна Базаргуруева из Санкт-Петербурга (сопрано), Александра Зотова из Москвы (сопрано), Анастасия Суркова из Санкт-Петербурга (сопрано), а также Савва Хастаев из Санкт-Петербурга (тенор), Евгений Бовыкин из Екатеринбурга (баритон) и гость из Монголии Очирсайхан Эрдэнээ.
Фестиваль «Дыхание Байкала» проходит в Иркутске с 2011 года. Его создателем и художественным руководителем является главный дирижёр и художественный руководитель Губернаторского симфонического оркестра Иркутской областной филармонии, заслуженный деятель искусств России Илмар Лапиньш. Как все начиналось? Очень издалека. Говоря о зарождении фестиваля, Илмар Артурович вспомнил театральную историю дореволюционного Иркутска.
— Сейчас в Иркутске нет оперного театра. Но раньше, ещё до 1917 года, в здании Драмтеатра была оперная антреприза, там давали оперы. Не зря там оркестровая яма и прекрасная акустика. И мне очень хотелось в Иркутск вернуть оперу. Вот это причина. Мне сказали перед самым первым фестивалем: «Да у вас не будет публики!» Концерт к тому же совпал с Днём города. Но зал был заполнен просто «доверху». И в самом конце, когда была пара самых «ударных» номеров, зал шумел так, будто это стадион, и наши забили гол. Кстати, и в нынешнем фестивале это тоже было — такое ощущение забитого гола. Иркутская публика очень отзывчивая, очень искренняя. И если ей что-то нравится, то зрители могут и покричать.
Новые моменты
Каждый фестиваль имеет свои особенности. Одной из «примет» фестиваля 2023 года стала опера «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси.
— Это типичная декадентская фабула, — рассказывает Илмар Лапиньш, — опера поставлена по пьесе Мориса Метерлинка. Опера очень красивая и очень сложная. И очень грустная. Но мы сделали свою редакцию. Потому что в оригинале все погибают, а у меня опера заканчивается в момент, когда двое влюбленных не могут попасть во дворец, потому что дворец на ночь закрывается. И герой говорит своей возлюбленной, что теперь мы свободны, мы можем идти куда хотим! На этом заканчивается наша опера. Хотя в оригинале через две секунды появляется старший брат влюбленного, который убивает его. Но мы обошлись без убийства.
— А почему Вы решили добавить это произведение в программу?
— Просто так оперы не пишутся. Каждый из композиторов делает какой-то шаг вперед. Верди, например, сделал мелодичную оперу, Вагнер — музыкальную драму. У композиторов в ХIХ веке была своя, так сказать, «тусовка», они друг друга знали, слушали, спорили, порой яростно. И Дебюсси всем сказал, что он напишет оперу лучше, чем Вагнер. И он действительно написал оперу. Я не скажу, лучше, чем Вагнер, или нет, но это действительно интересное произведение. Его очень редко ставят, сейчас она идет в России только в одном театре — в Мариинском. И те, кто любит оперу, с большим удовольствием и благодарностью её слушали. Потому что одно дело — слушать в записи, и совсем другое — в живом исполнении.
Ирина Касьянова, директор Иркутской областной филармонии, согласилась, что исполнение оперы Дебюсси стало непростой задачей:
— Во-первых, там очень сложная музыка. Она отличается от привычной для нас. Потому что русский слух больше тяготеет к мелодизму. Мы очень любим бельканто, оперы Римского-Корсакова, Чайковского, где всё поётся, ложится на слух, когда после оперы можно выйти и напевать понравившуюся мелодию. Здесь всё по-другому. В опере «Пеллеас и Мелизанда» всё строится на речитативах, на полутонах, на недосказанности, там сложнейшие переплетения гармонии. И Илмар Лапиньш правильно решил, что в опере никто не должен на этот раз умереть. Он предоставил слушателю самому нарисовать картину любви двух героев. Ещё мы решили добавить ведущего, который рассказывает о происходящем. В опере никто никогда не читает «авторский текст», но мы пошли на это, чтобы облегчить восприятие. И ещё сделали экран, чтобы таким образом дополнительно погрузить публику в атмосферу сюжета оперы. Безусловно, и симфоническому оркестру было сложно, потому что Клод Дебюсси — импрессионист, который нечасто исполняется. А эта опера вообще практически не исполняется! Я её слушала в Москве в далеком 2012 году в театре им. Станиславского. И даже мне она показалась довольно сложной для восприятия. Ведь полномасштабного действия там нет. Есть два героя, которые в основном ходят по сцене и поют на французском языке. Это, безусловно, был риск. Но и оркестр принял эту музыку, и солисты. И я очень благодарна Аюне Базаргуруевой и Савве Хастаеву, которые с ноября приступили к изучению этих партий. Они учили их с носителем французского языка, работа проделана огромная. И слава Богу, что публика её приняла.
Хранитель органа
На следующий день, 25 мая, зрителей ждал ещё один сюрприз — вокал в сопровождении органа.
— По традиции, второй день фестиваля — это всегда камерный концерт, — рассказывает Ирина Касьянова, — и в этом году мы решили впервые перенести его в Органный зал. Хотелось внести какую-то изюминку, и ею стал вокал в сопровождении органа. Публика замечательно приняла нашу инициативу, очень много было хороших отзывов, нас неоднократно спрашивали: «Будет ли в следующем году такой же концерт?» Впервые в качестве аккомпаниатора выступал Николай Натяганов — это наш настройщик и хранитель органа, человек, который содержит его в прекрасном состоянии уже много-много лет. У него дома даже есть свой орган! Это настоящий самородок, очень талантливый человек, иконописец, который расписывал церковь Казанской Божьей матери в предместье Рабочее.
— Николай Борисович сам вызвался участвовать в концерте?
— О нет, это я ему предложила. И радует, что наш выбор оказался правильным. Николай Натяганов практически за один день выучил произведение Перголезе, которое они исполняли вместе с Александрой Зотовой. Певица была в восхищении, спрашивала нас: «А где он учился, какое заведение окончил? Это чувствуется — очень тонкий музыкант!» Хотя Николай Натяганов — самоучка. И солисты были в восторге. Это вдвойне приятно: что мы сделали такой сложный выбор и не прогадали.
«Наша профессия — это бесконечное движение»
По традиции, гости фестиваля побывали в поселке Листвянка и увидели озеро Байкал. Вообще, настрой артиста — такая тонкая вещь, что поездки перед концертом могут «зарядить» эмоциями, а могут, наоборот, забрать их. Как было в этот раз?
— Всё индивидуально в каждом случае, — говорит Владимир Комович, солист Большого театра, — в этот раз такая психологическая смена обстановки пошла на пользу.
Правда, купаться артисты не рискнули.
— Всё-таки ещё довольно холодно, — пояснил певец.
Кстати, Владимир Комович — почти что наш земляк, он из Красноярска. А в Иркутске его уже давно считают своим. Хотя в фестивале «Дыхание Байкала» он участвует впервые, но до этого не раз выступал на Фестивале русской оперы в Тальцах.
Ирина Касьянова вспоминает:
— Год назад я была в Большом театре. И когда на сцену вышел «наш» Владимир Комович, подумала: это ли не счастье? Когда артисты такого уровня выступают в Большом театре, и мы знаем, что они точно так же выходят на сцену в Иркутской филармонии. И тогда понимаешь, что мы, наверное, действительно делаем большое, хорошее дело. Когда люди, не выезжая за пределы Иркутска, могут услышать выдающихся мастеров, выступающих на самых престижных площадках России и мира.
Сам Владимир Комович отмечает, что возможность выступить в Иркутске важна и ему как артисту:
— Особенности таких фестивалей в том, что артист может исполнить какие-то вещи, произведения, которые никогда не исполнял. Или давно не исполнял, но хотелось бы вновь обратиться к ним. А для публики всегда интересно за один концерт услышать несколько разных стилей: и русскую музыку, наших отечественных композиторов, и зарубежных авторов.
— Как вы оцените Иркутск на карте России? Насколько он заметен, если говорить об оперной музыке?
— Он заметен. И в наше время известно немало имен, связанных с Иркутском. Я знаю, что певец Андрей Григорьев, солист Большого театра, родом отсюда. Ещё один солист Большого театра, Роман Муравицкий, получил музыкальное образование в Иркутске. Плюс молодёжь, которая учится в консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга.
— Что можете посоветовать молодым артистам?
— Наша профессия — это бесконечное движение. Если ты станешь на месте, то очень быстро начнёшь проигрывать всем. Самое главное — верить в себя и иметь здоровую самокритику. Чтобы не заниматься самоедством, а идти вперёд. Развиваться, идти и достигать всё новых и новых высот.
«Теперь я возвращаю долги»
Одной из главных удач фестиваля стало приглашение Ирины Макаровой, солистки Большого театра.
— Эта фамилия очень долго звучала у нас в обсуждениях, — говорит Ирина Касьянова, — и мы не один год приближались к нашей встрече. Но встретились только на этом фестивале. Потому что Ирина Макарова — очень занятая артистка, очень востребованная. Её очень любила знаменитая певица Ирина Архипова, называла «лучшей Любашей всех времен и народов». Ирина Макарова — очень многогранная артистка, она поёт как камерную программу, так и с симфоническим оркестром, и, конечно, под фортепиано. У нее обширнейший репертуар, это такой мастер своего дела, каких нечасто встретишь. И это большое счастье, что она нашла возможность приехать в Иркутск. Я надеюсь, что встречи обязательно будут продолжаться, потому что Ирина — ещё и прекрасный педагог. Она может дать мастер-классы и нашим студентам, и молодым вокалистам.
Певица впервые была в Иркутске. Она говорит, что сразу, в первые секунды пребывания в Иркутске ощутила какую-то особую атмосферу:
— Я просто в восторге от города, от людей, от климата. Не знаю, может в какое-то другое время ощущения были бы другими. Но как только я сошла с трапа самолета, то сразу почувствовала, во-первых, воздух — то, что мне очень подошло. А потом я посетила Байкал. Я не спала три ночи, готовилась к этой встрече. И Байкал произвел на меня просто неизгладимое впечатление. Я очень хочу туда вернуться. И считаю, что это действительно жемчужина нашей большой страны — России. Люди здесь очень добрые, очень жизнерадостные, очень тёплые, открытые, улыбчивые. Я вообще очень люблю Урал и Сибирь. Уже не говоря о публике! Приём под стать лучшим площадкам, где мне приходилось петь — «Скала», «Метрополитен». Поэтому я с удовольствием вернусь сюда ещё и ещё.
— Что побудило вас принять приглашение и приехать на фестиваль?
— Маэстро Лапиньш, который его организовал — с ним я знакома давно. И очень важно то, что фестиваль собирает такие силы, и люди охотно приезжают. Ну, какая возможность есть у иркутской публики встретиться с шедеврами оперного искусства? Поэтому мы все выражаем огромную благодарность маэстро и организаторам за всё, что они делают. Второй момент — лично я в Иркутске никогда не была, и встреча с новой публикой для меня всегда очень волнительна и очень приятна. Я стараюсь как можно большему количеству людей подарить свое тепло, свою любовь через музыку. Это и есть основа искусства: когда мы выходим на сцену и дарим всю свою любовь посредством того произведения, которое исполняем.
— Владимир Комович говорил про необходимость постоянного роста. Скажите, в чём состоит обучение для мастера вашего уровня?
— Во-первых, это новый материал — его всегда интересно осваивать. А второй и очень важный момент — это встречи с молодыми коллегами. Это же новый виток. И обновление заключается в том, что мы привлекаем молодёжь. На фестивале мы исполняем дуэт с Александрой Зотовой. Она вообще первый раз на сцене поет с оркестром! И для неё это огромное удача — выступать вместе с именитой певицей. А мне приятно, что я передаю свой опыт. Я буквально поддерживаю… Меня же тоже поддерживали! Я тоже пела, выступала и делала первые шаги с Ириной Архиповой, с Еленой Образцовой, с Маквалой Касрашвили. И я теперь возвращаю долги.
Иркутянка Анастасия Суркова
Говоря о молодом поколении, обязательно стоит сказать про нашу звёздочку Анастасию Суркову. Она родилась в Иркутске в 2000 году. С отличием окончила Иркутский областной музыкальный колледж им. Ф. Шопена в 2020 году (класс Марии Тощевой). В настоящее время обучается в Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора Галины Киселёвой). Также совершенствовала своё мастерство в Международной академии музыки Елены Образцовой (Санкт-Петербург). Ведет активную концертную деятельность. С 2020 года выступает в спектаклях Оперного театра Санкт-Петербургской консерватории, в том числе на сценах Санкт-Петербургского государственного театра «Мюзик-Холл» и театра «Зазеркалье».
Ирина Касьянова отмечает:
— Безусловно, мы с особенным трепетом относимся к нашим иркутянам, которые строят свою карьеру на больших подмостках. Мы практически воспитали «с нуля» теперь уже солиста Большого театра Василия Соколова, который «юным птенцом» пришел на нашу сцену и впервые пел с нашим симфоническим оркестром. Теперь он поёт ведущие партии в Большом театре. И когда видишь его фотографии на сцене, то охватывает ощущение гордости и большой радости. И, конечно, мы рассчитываем, что Анастасию Суркову ждёт такая же судьба. У неё очень сильный, крепкий голос. Это голос для Большого театра или Мариинского театра. Конечно, ей ещё нужно много работать, заниматься. И для такого мощного голоса она ещё слишком молода. Ей подойдут большие, серьёзные партии. Поэтому возраст в данном случае будет ей только способствовать. Думаю, что мы её не раз увидим. У Анастасии прекрасные данные, и я надеюсь, такое же прекрасное будущее.
До новых встреч!
Ирина Касьянова отмечает, что за годы фестиваля организаторы сумели вырастить новую публику:
— Просто душа радуется, когда видишь, что новая публика приходит в зал. В этом, безусловно, сказалась наша работа, вот эти двенадцать незабываемых лет, на протяжении которых идет фестиваль. За это время мы действительно воспитали новую публику. И хорошо, что приходит молодежь — это даёт веру в то, что оперный жанр не умрёт. Плоды нашей работы уже есть, вы сами видели полные залы и крики «браво», и как долго публика не отпускала наших солистов. Это всё работа огромной команды на такой вот результат.
Концерты в честь открытия и закрытия фестиваля традиционно становятся самыми востребованными, ожидаемыми. В воскресенье, 28 мая, в концертном зале Иркутской филармонии не было мест. Зато была тишина. Такая, которая ждет. Когда слышно трамваи за окном. И вот тишину прорезывает, словно солнечный луч, голос солиста: яркий, как подарок, и долгожданный, как нынешняя весна в Иркутске.
Открывал концерт Губернаторский оркестр Иркутской филармонии, прозвучала классика на все времена —увертюра из оперы Александра Бородина «Князь Игорь». В первом отделении публика имела возможность услышать нашу Анастасию Суркову, она спела ариозо Иоланты из оперы Чайковского.
В конце первого отделения Ирина Макарова предстала в образе огненной красавицы Кармен, исполнив Хабанеру (русский вариант текста нам знаком со словами «У любви, как у пташки крылья»). Оперная дива в этот вечер была в прекрасном настроении и решила не только спеть, но и сыграть. Партнером для своего «номера» она выбрала Илмара Лапиньша: пела, то обращаясь к нему и протягивая руки, то дотрагивалась игриво, требуя внимания. Маэстро, который в этот момент дирижировал оркестром, поначалу держался стойко, но вскоре включился в игру — ответил красавице, помахал и поприветствовал ее. Публика при виде этой сценки от души веселилась и была в восторге.
Во втором отделении гости фестиваля также исполняли лучшие номера из мировой классики. В конце праздника наш гость из Монголии Очирсайхан Эрдэнээ подарил залу великолепный образец искусства своей страны — песню «Монгольские степи». И напоследок перед публикой ещё раз предстала великолепная Ирина Макарова с арией Далилы из оперы «Самсон и Далила». Но иркутские зрители артистов не отпустят так легко!… И их можно понять, ведь они ждали целый год. Дважды артисты выходили на бис, а заключительный номер пели все вместе. И это было великолепно. Ради этого стоит ждать.
Фестиваль обязательно придет к нам снова.