Какой же Новый год без сказки? Близится праздничное время, когда в театрах каждый день будет царить волшебство и твориться чудеса. Подарок детям сделал Иркутский областной академический драматический театр им. Н.П.Охлопкова: специально к празднику здесь вышел спектакль «Волшебник изумрудного города».
Режиссер-постановщик Артем Яцухно рассказал, почему выбор пал именно на эту сказку:
— Мы изначально понимали, что спектакль должен быть поставлен с использованием проекции. И уже согласно заданию я подыскивал материал, где эта проекция могла бы удачно использоваться. Был как вариант «Снежная королева», но победил «Волшебник изумрудного города». В этом контексте может быть и такая мысль, что вся эта проекция – большой спектакль самого Гудвина, который сам был актером.
Сюжет хорошо знаком нам с детства: девочка Элли и ее пес Тотошка вместе с домиком унесены ураганом. Они идут к волшебнику Гудвину, великому и ужасному, чтобы попросить его о чуде и вернуть их домой. По пути к ним присоединяются трусливый Лев, Страшила, которому недостает ума, и Железный Дровосек. У каждого – свои планы на чудеса.
Спектакль стал ярким и красочным, в полном соответствии с названием. Глаз радовали самые разные оттенки изумрудного. Очень ярко смотрелись костюмы. А злые волшебницы вообще впечатлили. Страшновато было даже взрослым!
Неожиданный ход – пес Тотошка стал девочкой, подругой Элли. А Страшила, которого мы привыкли воспринимать в мужском обличье, в иркутской постановке стал обаятельной девушкой! «Страшила Мудрая» – так ее позже обозначил Гудвин. Режиссер пояснил, почему было решено сделать такой ход:
— Для девушек сложно найти роли. Актеры-мужчины хорошо задействованы, а девушки порой подолгу ждут своего часа, когда она придет, единственная главная роль… А здесь появилась возможность роли отдать все-таки девушкам. Хотя это кому-то и непривычно, но мне показалось, что получилось неплохо.
Екатерина Константинова, исполнительница роли Страшилы, с улыбкой заметила:
— А вот в сказке про Маугли все привыкли воспринимать Багиру как женщину. А ведь изначально этот персонаж был мужского рода. Так что такие примеры есть. И еще вспомним, что ведь Страшила – это пугало, оно, существо среднего рода. То есть, возможны варианты. Понятно, что в нашем детском сознании это привычные образы. Но, мне кажется, театр – это всегда хороший шанс найти что-то новое.
Еще одна особенность спектакля – в том, что для него была записана живая музыка в исполнении артистов иркутского музыкального театра. Артем Яцухно пояснил:
— До этого нам удавалось поработать только с флейтой и трубой, а сейчас мы записали скрипку и виолончель. Думаю, мы доказали, что записи живых инструментов звучат лучше, чем музыка, записанная на компьютере.
Алена Бочкарева, исполнительница главной роли – девочки Элли, рассказала:
— Я с детства была такой девочкой-пацанкой, но мне всегда очень нравились красивые, лирические героини. Например, диснеевские принцессы. А вот образы Пеппилотты или Элли мне стали нравиться гораздо позже. Ранние экранизации этого сюжета в зарубежных фильмах показывали Элли очень милой, спокойной девочкой. Но для меня этот образ был непонятен, потому что я ее видела прежде всего таким… синим чулком! И в своей роли мне хотелось добавить озорства. И еще – человеческой эмпатии побольше. Потому что в нашем мире этого так недостает. Мы привыкаем к грубости, к тому, что человеческие сердца становятся таким черствыми. И эта сказка так нужна сейчас, мне кажется. Важно с ранних лет приучить ребенка к тому, чтобы у него сердце откликалось на чужие проблемы.