В отделе «Окно в Азию» Иркутского областного краеведческого музея имени Н. Н. Муравьева-Амурского состоялась встреча с потомками киновладельца, кинопрокатчика и первого кинодокументалиста Иркутска Антонио Микеле Донателло. Правнук Донателло Алексей Жуков передал в фонды музея семейные реликвии: фотоаппарат Ikoflex и альбом с фотографиями, сделанными в 1930–1940-е годы в Китае в семье дочери кинематографиста, Антонины.
Екатерина САНЖИЕВА
Мгновения иркутской жизни начала XX века
На экране — иркутские хроники начала XX века. Кадры подернуты рябью. Манифестация на Большой. Мужчины в пальто и шляпах возле Русско-Азиатского банка. Женщины в длинных платьях, ребятишки, бегущие гурьбой и восторженно заглядывающие в камеру. Можно представить себе и поезд, прибывающий на только что построенный иркутский вокзал. Автомобильный пробег. Огромный воздушный шар поднимается с Циклодрома под восторженные крики толпы. Духовой оркестр, играющий в Интендантском саду.
Все это Иркутск тех времен, когда в нем жил Антонио Донателло, первый кинематографист нашего города. Он проходил по этим улицам, раскланивался со знакомыми, целовал дамам ручки. Внимательно вглядывался в городские сценки, которые потом снимал на кинокамеру и монтировал из них первые киножурналы. Благодаря этому одаренному итальянцу мгновения жизни Иркутска начала XX века могли бы войти в историю, но, к сожалению, сохранилось только два его киносюжета.
Уже в 1907 году итальянец Донателло открыл в Иркутске кинотеатр, а затем и первую частную студию, где были созданы десятки документальных сюжетов. Имя первого владельца зала было выложено камешками на пороге здания со стороны улицы Большой. Сегодня от слов «Театр Дон-Отелло» осталось короткое «Театр Дон-О».
«Крыльцо из мраморной крошки с надписью „Дон-Отелло“ входит в предмет охраны объекта культурного наследия», — ответила служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области на запрос Марии Кельчевской.
Было бы хорошо восстановить мозаичный порог и закрыть прозрачным пластиковым коробом, чтобы люди могли видеть имя первого кинодокументалиста.
Иркутяне, пришедшие на встречу в краеведческий музей, смогли посмотреть редкие кадры кинохроники, предоставленные специально Иркутским областным кинофондом, узнать историю удивительного рода сибирских итальянцев, пообщаться с правнуком Антонио Донателло Алексеем Жуковым и его семьей.
Встречу организовала режиссер документального кино Мария Кельчевская, работающая над фильмом «Сибирские итальянцы Донателло. История иркутского кино».
— Я держу в руках сборник «Хроника иркутского кино», — говорит Мария, — тут собраны объявления, связанные с киносеансами, из иркутских газет. Любопытные факты. В дореволюционной Сибири Иркутск был самым кинематографическим городом. В здании Общественного собрания 12 марта 1897 года состоялся первый сеанс приезжего кинематографа. К 1914 году в городе было своих 13 кинематографов. В 1909 году Донателло основал крупнейшую за Уралом кинопрокатную фирму, обеспечивающую фильмами Сибирь и Дальний Восток. С 1909 года он начал снимать кинохронику: виды Байкала, Иркутска, затем и все важнейшие события, происходившие в городе. Впоследствии география съемок расширилась, охватив Сибирь, Дальний Восток и Китай. Снимал сам либо заказывал съемки другим операторам.
Вот одна из записей, сделанная Антонио в 1911 году: «Все дни — кинематограф. Я не щадил и не буду щадить ни денег, ни труда для того, чтобы достигнуть намеченной мной цели: сделать интересное, животрепещущее, оригинальное кино для наших посетителей… Не публика для меня, а я для публики».
«История моего прадеда достойна романа»
Летом прошлого года Мария ездила в киноэкспедицию, где познакомилась с потомками кинематографиста, семьей Жуковых. Они живут в Кемерово. Режиссер представила гостей иркутянам. Алексей Жуков и его супруга Юлия — преподаватели. Сын Николай закончил десять классов, хочет стать историком. Дочь Мария любит литературу и мечтает о филологии.
— Давно собирались посетить Иркутск, — сказал Алексей Жуков, — я рад, взволнован, меня переполняют эмоции. Ведь история моего прадеда связана с этим городом. А история нашей семьи состоит из большого числа маленьких историй, которые я слышал с детства. Я слушал семейные легенды, листая старинный фотоальбом, когда мы всей семьей собирались на чай. Может быть, поэтому, проникшись историей прадеда, я так любил читать «Таинственный остров» Жюля Верна. Для меня история прадеда — это приключенческий авантюрный роман.
Алексей с детства любил читать. Заинтересовавшись историей семьи, начал искать хоть какую-нибудь информацию о своем предке в сети. И обнаружил статью иркутского журналиста, писателя Эльвиры Каменщиковой, где речь шла о потомках Бернардо — родного брата Антонио. Алексей написал ей, они начали общаться. Познакомился с европейскими родственниками. Стал выяснять о документах, которые хранились у них в семье и в европейских архивах.
— Сохранились, например, воспоминания мужа Антонины, моего деда Аркадия, — подчеркнул Алексей Жуков, — он написал их по просьбе своих детей, уместив в небольшую тетрадь. Дед подробно описал, как познакомился с моей бабушкой. Они учились в одной гимназии в Харбине. Аркадий попросил свою сестру, дружившую с Антониной, познакомить его с красивой девушкой. Но та не выполнила его просьбу. Пришлось подходить самому. Подошел, представился: «Я Аркадий Жуков. Хочу провести с вами время». Так они начали встречаться. Как-то, провожая Антонину, дедушка увидел Антонио Михайловича. И тот сказал дочери: «Пригласи молодого человека к нам домой».
В поисках зверей и приключений
Антонио Донателло родился на Сардинии в небогатой семье. О том, как Антонио попал в Россию, существует несколько версий. Самая правдивая из них гласит: вместе с отцом мальчик отправился ловить зверей для Гамбургского зоопарка. Сначала они поехали на Кавказ, но там у них не заладилось. А в лесах Прибайкалья тогда зверей было много. Так итальянец попал в Иркутск, где занялся новым и модным тогда кинематографом. Дела у него постепенно пошли в гору. Поначалу он владел одним кинотеатром, который сейчас находится на пересечении улиц Карла Маркса и Грязнова. Позже кинематографов стало три: «Электро-Иллюзион» (кинотеатр «Дон Отелло»), «Гранд-Иллюзион» (в прошлом кинотеатр «Гигант») и «Художественный декаданс» (ныне СКДЦ «Художественный»). В общей сложности у него было 36 кинотеатров от Иркутска до Харбина.
Будучи в Москве по делам, Антонио познакомился со своей будущей женой Вильгельминой фон Люк, немкой по происхождению. Они поженились и стали жить в Иркутске. Кинобизнес процветал. После Октябрьской революции семья Донателло еще долго оставалась в столице Восточной Сибири. Но затем они все же перебрались в Харбин. В те годы там жила вся русская белая эмиграция. Антонио Донателло периодически приезжал в Россию во времена НЭПа, но случился конфликт, и его посадили под арест за политические взгляды. Выйдя, он окончательно уехал в Китай.
В Китае семья предпринимателя жила обеспеченно. Жили в хорошей просторной квартире, расположенной в престижном районе. У детей (их было четверо) были гувернантки-китаянки. Как гласит семейная легенда, Антонио Михайлович, считавший себя русским, строго-настрого запретил нянькам учить детей китайскому языку, считая это плохим тоном.
Во время одной из своих поездок за кинофильмами, которые он привозил из США и Европы, Донателло тяжело заболел. Высадился в Порт-Артуре и там скончался. Киномагната похоронили на православном кладбище.
«Ты — один из Донателло. Гордись своей семьей»
Антонина, младшая дочь Антонио, стала женой Аркадия Жукова. Он родился в Харбине, служил там в железнодорожных войсках и дослужился до начальника станции. Когда началась Великая Отечественная война, Аркадий неоднократно просился на фронт. Но ему в этом отказали. После войны Аркадий с женой и сыном Николаем эмигрировали в СССР. Они поселились в Киселевске Кемеровской области. Несмотря на сложные отношения с советской властью, Николай Жуков дослужился до высоких наград. Работал архитектором, был награжден Золотой медалью ВДНХ и орденом «Знак почета» за строительство Рыбинского металлургического комбината.
Любопытна история еще одной фамильной ветки Донателло. Одна из дочерей Антонио вышла замуж за немца Шуберта, он был пианистом. После свадьбы они сразу уехали в Вену. Во время войны Шуберт летал на бомбардировщике. В 1945 году, когда советские войска вошли в Вену, был взят в плен. Восемь лет он пробыл в советском плену. Потом вернулся в Австрию.
Один из сыновей Шуберта написал Николаю Жукову письмо: «Ты один из Донателло. Жизнь представителей нашего рода никогда не была гладкой, в ней было множество взлетов и падений. Но они пробивались. Помни об этом. Гордись своей семьей».
Услышав историю семьи кинематографиста Донателло, иркутяне задались вопросом: почему никто не воспользовался таким богатым материалом и до сих пор не написал об этом книгу. Но, по словам Алексея Жукова, в этой истории пока слишком много вопросов и догадок. Жуковы владеют небольшим архивом, вывезенным из Китая. Это немногочисленные документы и фотографии. Точно неизвестна даже дата смерти Антонио Донателло. Нужно поднимать эмигрантские газеты тех времен. Но, если все же восполнить все пробелы, эта история может лечь в основу настоящего блокбастера, настолько она увлекательна и загадочна.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Антонио Микеле Донателло (1874–1936(?)) — итальянский подданный, киновладелец, кинопрокатчик, кинооператор. Владел тремя кинотеатрами в Иркутске на улице Большой (Карла Маркса). После установления Советской власти с семьей уехал в Китай.
С Антонио работал и его родной брат Бернардо Донателло, он занимался киносетью в Чите. Также с семьей уехал после революции в Харбин, позже вернулся в Италию. Потомки Бернардо Донателло также живут в Кемерово.
Антонио Донателло был не только киномагнатом, но и вице-консулом Италии в Иркутске.
Антонио Донателло снимал игровое кино как оператор на кинофабрике Александра Ханжонкова (предпринимателя, организатора кинопроизводства, режиссера, сценариста, одного из пионеров русского кинематографа — Е. С.). Сохранился игровой фильм 1914 года, который снимал Антонио Михайлович как оператор. В титрах он записан как Анатолий Донателло, иногда он подписывался Анатолием и в иркутских газетах.
Антонио Донателло называл себя русским и представлялся Антонием Михайловичем, был большим благотворителем для Иркутска: устраивал бесплатные киносеансы в помощь больницам и учебным заведениям, собирал средства в помощь иркутским семьям, чьи кормильцы ушли на фронт во время Первой мировой войны.
Антоний Михайлович научился снимать и монтировать кино, на его киносеансах горожане могли видеть запечатленную жизнь Иркутска. По невероятному совпадению его иркутский кинотеатр «Электро-Иллюзион» (сегодня «Дон Отелло») в советское время назывался «Хроника» и показывал только документальное кино.
В Российском государственном архиве кинофотодокументов официально сохранилось два сюжета иркутской кинофабрики «Дон Отелло». Личность сибирского итальянца и его невероятная история могла бы стать настоящим брендом Иркутска: фокусник из шапито стал киномагнатом, показывая русское кино и иркутские киножурналы собственного производства в кинотеатрах от Иркутска до Харбина.
Благодаря Донателло и его единомышленникам в Иркутске сложилась техническая и творческая база для того, чтобы впоследствии здесь появилась Восточно-Сибирская студия кинохроники.