«Бубновый валет»: эпатаж двадцатого века

С 25 августа в Галерее сибирского искусства начала работу выставка «Бубновый валет». Впервые здесь представили более 40 полотен выдающихся художников раннего русского авангарда из собрания Государственного Русского музея (Санкт-Петербург).

Какими были «бубнововалетовцы?» И почему новое искусство, представленное авторами объединения, поразило публику? Об этом — в нашем материале.

Д. Д. Бурлюк «Портрет поэта-футуриста В. В. Каменского» (1919 г.)

Выставка игральных карт XX века? Вовсе нет. «Бубнововалетовцами» называли молодых авангардистов, участвующих в одноименном объединении.

Название творческой группы обозначает старинное французское толкование карты бубновый валет — «мошенник», «плут» и принадлежит М. Ф. Ларионову, который, по-видимому, имел в виду именно эту негативную трактовку. Наименование «Бубновый валет» казалось в те времена настолько неприличным, что хозяева здания Экономического общества офицеров долго сопротивлялись, полагая, что подобная выставка будет шокировать почтеннейших прохожих. Его ассоциировали с гаданием и даже с криминальным миром, где процветали азартные игры. Но соображения морали уступили коммерческому расчёту. Название эпатировало и привлекало публику.

Как всё начиналось?

Технические открытия в науке, революции 1905 и 1917 года — всё это влияло на мировоззрение людей, в то время художники создавали творческие группы в поисках нового искусства.
Своё видение представили обществу художники, объединившиеся под названием «Бубновый валет». Началось всё с Михаила Ларионова. Он задумал концептуальную выставку творчества радикально настроенных сторонников нового искусства. Первая из них состоялась зимой 1910 года. В московском салоне на Большой Дмитровке художники произвели настоящий фурор. Затем московские художники объединились в группу, собрание их шедевров сегодня мы можем увидеть в коллекции Русского музея. Среди них — Наталья Гончарова, Петр Кончаловский, Илья Машков, Александр Куприн.

Если до XX века живопись была однородной, понятной, то появление творчества группы авангардистов «Бубновый валет» на выставках шокировало общество. Всё — от названия выставки до состава экспозиции было рассчитано на эпатаж. Они доводили до неистовства публику и критиков.
Работы шокировали не только зрителей, но и участников выставки, прежде всего — самолюбивого Ларионова. Он был удивлен тому, как на самое видное место водрузили холст Машкова «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» (1910). Картина была написана втайне от других.
Гипертрофированные формы обнаженных мускулистых «геркулесов» в окружении гирь, гантелей и книг (Библии, монографий о Джотто и Сезанне) воспринимались как манифест нового направления, адресованного «здоровому» и демократичному искусству. Новейшие веяния в европейском искусстве отражали полотна парижан Альбера Глеза и Анри Ле Фоконье, «русских мюнхенцев» Василия Кандинского, Алексея Явленского, Марианны Веревкиной.

Д. Д. Бурлюк «Мост» (1911 г.)

Критиков возмущали и изломанность линий, и яркость цветов. Глядя на картины Шишкина и Саврасова было понятно, где — небо, а где — земля. Буквально. А если взять, к примеру, «Мост» Давида Бурлюка, скорее всего, возникнут вопросы. Впрочем, художник, ожидая, что зритель может «заблудиться» в картине, специально всё подписал. Чтобы увидеть картину в новом ракурсе — достаточно повернуть голову. С разного ракурса картина воспринимается тоже по-разному: поворачивая голову, можно найти человека, лошадь, лестницу, корабль вверх ногами. А вы нашли?

В живописи художники объединения «Бубновый валет» опирались на новые тенденции в живописи того времени. Также они обращались к явлениям народной культуры. Благодаря этому сочетанию, «родилось» уникальное, «валетовское» искусство.

Основные черты в работах «бубнововалетовцев»

  • Цвета – зелёный, жёлтый, красный, синий
  • Много «-измов»: кубизм и постимпрессионизм, экспрессионизм, неопримитивизм, фовизм
  • Обращение к народным ремеслам: «лубок», расписные вывески, подносы
  • Угловатость форм и линий
  • Чёрная обводка (её применяли постимпрессионисты: Гоген, Сезанн, Ван Гог)

Художественные особенности «Бубнового валета» на примере шедевров в Галерее Сибирского искусства

На выставке в Галерее Сибирского искусства представлено 40 работ художников-авангардистов в двух залах. Переходя от картины к картине, здесь можно на примере увидеть, какие детали характеризовали «валетовское» искусство.

Один из ярких примеров того, как художники создавали новое искусство — картина Ильи Машкова «Натюрморт с виноградом». Глядя на полотно, создаётся впечатление, что над ним поработали в графическом редакторе — цвета чрезмерно яркие, возникает эффект необычного освещения. На выставке представлены и более поздние работы художника, так посетители могут сравнить, насколько видоизменялась живопись авторов после распада объединения. К примеру, если сравнить «Натюрморт с виноградом» И. Машкова с натюрмортом 1923 года («Натюрморт с фруктами. Арбуз и виноград»), можно заметить, насколько изменилась цветовая подача и само изображение фруктов стало более похоже на настоящие плоды.

Интересный факт: чтобы уйти от изображения натуральности, художники стали делать муляжи фруктов и овощей и писали с них натюрморты.

Ещё одна необычная для того времени работа — холст Натальи Гончаровой «Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного». Наталья пишет нарочито грубыми, непропорциональными мазками. Здесь можно заметить несколько отсылок — палатки, похожие больше на египетские пирамиды. И ещё — ветку сакуры, некий «привет» от увлечения восточным искусством. Ну и, конечно же, чёрная обводка-фирменная деталь «бубнововалетовцев». В творческих кругах единственную женщину в объединении называли не иначе, как «амазонкой авангарда». Художница приходилась правнучатой племянницей своей тёзке Наталье Гончаровой — жене Александра Пушкина.

Н. С. Гончарова «Портрет М. Ф. Ларионова и его взводного» (1911 г.)

На картинах «бубнововалетовцев» стали появляться люди обычных профессий—дворник, мясник, торговец. Здесь же рождается урбанистический пейзаж (А. Шевченко «Фабрика»).

И даже обнажённое искусство претерпевает изменения. В работе А. В. Куприна «Обнажённая натурщица (с красной ленточкой в волосах и синим подносом)»» перед нами уже не утонченная муза, а вполне обычная девушка «в теле». «Дама из народа» повторяет позы классиков — здесь явно заметна отсылка к «Венере перед зеркалом» Рембрандта. Впрочем, смотрится наша красавица…в поднос.

А. В. Куприн «Обнажённая натурщица (с красной ленточкой в волосах и синим подносом» (1914 г.)

Шло время, и пока художники импровизировали, создавали новое и отрицали классическое старое, страна приближалась к революции. Вскоре появится соцреализм и его рамки. Художественное сообщество разделится — кто-то не сможет найти себя в новых формах здесь и уедет из России, кто-то останется и сумеет приспособиться к нестабильной действительности. Неспокойное, революционное настроение общества мастера отражали в своих картинах.

Среди них полотно Александра Куприна «Натюрморт» (Букет цветов). Распадающиеся предметы, чёрная ваза, угловатые формы и искусственные цветы. Всё это отсылает нас к погребальной тематике. Картина хоть и яркая, но производит «неуютное», тревожное впечатление.

А. В. Куприн «Натюрморт» (1917 г.)


Выставка «Бубновый валет» — о творцах, бунтарях своего времени. Следуя от одного полотна к другому, можно увидеть, как повлияло объединение и его формат на творчество авторов, в том числе уже после его распада. Здесь часами можно рассматривать картины и наблюдать за тем, как в деталях раскрывается «бубнововалетовское» искусство. Но стоит поторопиться.

Произведения авангардистов доступны посетителям Галереи сибирского искусства до 26 октября.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться