На живописном берегу Ангары в Иркутске возвышается монументальная фигура императора Александра III — не просто памятник, а ключевой исторический символ и современный бренд Иркутской области. Этот памятник воплощает глубокую связь региона с судьбоносными решениями российской истории и служит напоминанием о роли Сибири в развитии страны.
Император и Иркутск

Александр III вошёл в историю как монарх, после чьего личного повеления началось строительство Великого Сибирского Пути, или Транссибирской железнодорожной магистрали. В 1886 году он написал на отчёте одного генерал-губернатора: «Необходимо приступить скорее к постройке этой дороги». Назревшая необходимость в строительстве пути перешла к реализации во многом именно благодаря этому распоряжению.
Строительство всей магистрали, полностью проводившееся за счёт государственного бюджета, без привлечения частного капитала, шло с 1891 до 1916 года и заняло 25 лет. Последней появилась Амурская дорога, Кругобайкальская дорога была заложена предпоследней.
Транссиб кардинально изменил жизнь Сибири, ускорил её заселение, экономическое и культурное развитие. До его появления доставка грузов из Москвы в Иркутск занимала месяцы и стоила до 7 рублей за пуд (около 13 тысяч за 16 килограммов), что сковывало развитие региона. Однако после появления железнодорожного пути время и стоимость перевозок значительно уменьшились.
Александр III не посещал Иркутск и Восточную Сибирь лично. Его связь со строительством Транссибирской магистрали была опосредованной, через ключевые государственные решения и назначение председателем комитета по её строительству своего сына, будущего Николая II. Именно цесаревич Николай Александрович, исполняя волю отца, в 1891 году во Владивостоке лично заложил начало фундамента железнодорожного вокзала и пути, дав официальный старт строительству Уссурийского участка знаменитой железной дороги.
История памятника

Идея установки памятника родилась как народная инициатива благодарных сибиряков. Иркутская городская дума 28 ноября 1900 года единогласно постановила ассигновать 10 000 рублей (5 млн) «на почин этого дела». По всей Сибири, от Урала до Тихого океана, был объявлен сбор добровольных пожертвований. Чиновники отчисляли 1% от жалования, купцы и меценаты (А. М. Сибирякова, Ю. И. Базанова, В. П. Сукачёв) вносили значительные суммы. К 1903 году была собрана огромная по тем временам сумма — около 150 000 рублей (сейчас это 77 млн).
В 1902 году, пока средства собирались, был объявлен всероссийский конкурс на проект памятника. Среди участников были известнейшие скульпторы, включая автора памятника Пушкину в Москве А. М. Опекушина. Победу одержала работа Роберта Романовича Баха, скульптора академического направления. До этого она выступал автором знаменитого памятника Пушкину-лицеисту в Царском Селе, а также всё тому же Александру III, но в Феодосии.
Иркутск был выбран местом для одного из трёх запланированных памятников (наряду с Санкт-Петербургом и Владивостоком) как срединный пункт Сибирского пути. Его установка символизировала признание Иркутска важнейшим узлом магистрали и закрепляла за ним статус условной «столицы Транссиба», а значит, и всей Сибири.
Бах понял задачу глубже, чем просто создание памятника царю. Он сделал монумент великому историческому делу — освоению Сибири и строительству Транссиба. Именно поэтому Александр III изображен не в парадной царской одежде, а в форме атамана казачьих войск Сибири: широких шароварах, заправленных в сапоги, с папахой в левой руке.

Памятник был торжественно открыт 30 августа 1908 года. Церемония была грандиозной: тысячи горожан, салют из орудий, крестный ход, колокольный звон. Площадь у памятника стала называться Александровским сквером. Позже, в 1912 году, его дополнила изящная чугунная ограда с фонарями и изображениями Георгия Победоносца.
В соответствии с декретом «О памятниках республики», в первомайский праздник 1920 года памятник был разрушен. Бронзовую статую императора, надписи «Императору Александру III» и «Благодарная Сибирь» убрали. Считается, что орла и часть деталей утопили в Ангаре, а саму статую отвезли в Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества, а позже переплавили в памятник Ленину, который стоит сейчас у Иркутской ГЭС.
Пьедестал оставался пустым более 40 лет, пока в 1963 году на него не установили бетонный пирамидальный шпиль, названный памятником «Первопроходцам Сибири». Проект был создан иркутским архитектором Виктором Петровичем Шматковым.
Решающую роль в восстановлении памятника сыграли 100-летие Транссиба и активная позиция руководства Восточно-Сибирской железной дороги. Окончательное решение Иркутской городской думой было принято в 2002 году.
Воссоздание бронзовой скульптуры по старым фотографиям и открыткам выполнил Альберт Серафимович Чаркин, скульптор из Санкт-Петербурга, академик Российской академии художеств. Высота новой бронзовой фигуры составила 5,5 метров, вес — 4 тонны. Торжественное открытие воссозданного памятника состоялось осенью 2003 года.
Современность

Сегодня памятник Александру III — обязательная точка на карте Иркутска для любого туриста. Его заметность и удачное расположение в историческом центре делают монумент ключевым элементом экскурсионных маршрутов и визитной карточкой города. На площади рядом с памятником часто — особенно в летнее время — проводятся различные крупные культурные мероприятия, которые вы можете увидеть и в нашей «Афише».
Стоящий на берегу Ангары, обращенный и к городу, и к великой железной дороге, он олицетворяет неразрывную связь Иркутской области с судьбой России, служа её мощным и узнаваемым историко-культурным брендом.