В центре города, на улице Карла Либкнехта, стоит уникальный памятник архитектуры и духовности — Иркутская Соборная мечеть. Это не только центр мусульманской общины, но и символ диалога культур, где исламские традиции гармонично вплетаются в канву сибирской культуры. Для многих не-мусульман мечеть остаётся загадкой: что скрывается за её стенами? Как устроено это пространство? И какие истории хранит она, пережившая огонь революции, войн, советской власти и сибирского лета?
История архитектурных решений
Иркутская мечеть, как и Иркутская синагога, имела несколько версий.
Построенное в 1897 году деревянное здание было плодом усилий местной татарской общины, чьи предки прибыли в Сибирь ещё в XVIII веке как торговцы и ремесленники. Земля, на которой сейчас находится духовный центр Байкальского муфтията (мусульманской общины), пожертвовали купцы Шафигуллины. Строительные работы по переоборудованию дома в усадьбе под размещение мечети и постройке минарета (башни, с которой производится азан — призыв к молитве) были начаты зимой 1897 года после получения необходимых разрешений и утверждения проекта. Бревенчатые стены одноэтажного дома были обшиты выструганной для имитации руста доской, украшены накладными элементами и узорной резьбой.
К лету мечеть открылась, и иркутские мусульмане услышали первый в истории города азан. Уездным имамом (руководитель молитвы и человек, заведующий мечетью) тогда стал мулла (мусульманский священник) Гарых Баймуратов. Однако деревянного строения оказалось недостаточно для всех верующих (которых к тому времени в Иркутском округе было около 800). Поэтому немедленно стартовала кампания по сбору добровольных пожертвований и средств на возведение крупного и прочного каменного сооружения.

Фото: irkipedia.ru
Каменное здание было построено к 1905 году. Архитектурный проект отразил влияние образцов каменных мечетей Среднего Поволжья, особенно казанских, отмеченных особым влиянием европейской и православной архитектуры. Эта особенность проявилась как в архитектурных деталях, так и в общей композиции, характеризующейся заметностью продольной оси и чёткой симметричностью. Особенную выразительность зданию придают искусно обработанные массивные блоки из натурального камня. Архитектурный стиль сочетает мотивы древних религиозных построек Поволжья с элементами эклектики и модерна.
При мечети была открыта школа — не только для мальчиков, но и для девочек. Попечительницей татарской женской школы Иркутска стала жена Шайхуллы Шафигуллина — Нафиса-ханум. Также у мусульманской общины появилось благотворительное общество.
В советский период судьба мечети, как и любого религиозного компонента, была непростой: в 1939 году власть закрыла её, минарет был разобран. После войны там разместились коммунальные квартиры, ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту), цех швейной фабрики, склады, овощехранилище. Лишь в 80-е годы здание вернули верующим. Началась долгая реставрация.
В 2012 году мечеть обрела второе дыхание — с помощью финансовой помощи государства и прихожан восстановили минарет, а интерьеры украсили аятами из Корана.
Мечеть сегодня

Фото: baikalgo.ru
Иркутская Соборная мечеть называется джума-мечетью, потому что главным событием недели в ней является коллективная пятничная молитва (джума-намаз). Но Иркутская мечеть — это не только место молитвы.
Это центр просвещения: силами мусульманской общины Иркутска на территории Соборной мечети созданы все необходимые условия для проведения регулярных занятий по основам ислама и арабского языка.
Это образец межконфессионального взаимодействия: имам работает в условиях многонационального региона, где ислам соседствует с буддизмом, иудаизмом, католичеством и, конечно, православием. Религиозные лидеры встречаются на официальных мероприятиях, организуемых мэрией или областными властями. В 2006 году они все вместе записали ролик против наркотиков. Для туристов же мечеть открыта вне времени молитв.
Мечеть стремится стать мостом между прошлым и будущим, напоминая, что вера и культура способны пережить любые бури.
Источники: