В Иркутской области, в старинном посёлке Тельма находится архитектурное чудо — Храм Казанской иконы Божией Матери. Эта уникальная церковь, построенная в XIX веке, сегодня является не только действующим православным храмом, но и объектом культурного наследия регионального значения, а также визитной карточкой области.
От завода до храма

История Тельмы неразрывно связана с историей всего региона. Посёлок основан как один из первых фабричных центров Восточной Сибири — в 1731 году по указанию Витуса Беринга здесь был построен казённый «железоделательный» завод для оснастки судов его экспедиции. Со временем производство перепрофилировали, и Тельминский завод стал одним из лучших российских предприятий по изготовлению художественного стекла.
Строительство же самого храма, который стал духовным центром поселения, началось 9 июня 1814 года по инициативе директора местной фабрики Игнатия Ивановича Соколовского. Всего за два года на сумму 31 918 рублей на самом высоком месте посёлка — на холме, вознесся великолепный каменный храм, освящённый 20 августа 1816 года во имя Казанской иконы Божией Матери.
Имя архитектора храма остаётся загадкой до сих пор. Согласно различным источникам, авторство проекта приписывают или итальянским мастерам, или ссыльному мастеру И. И. Шорину, или иркутскому архитектору Я. И. Кругликову. Ни одна из этих версий пока не нашла окончательного подтверждения, что лишь добавляет таинственности этому уникальному сооружению.
Жемчужина сибирского классицизма

Путешественники и писатели не раз обращали внимание на необычайную красоту Тельминской Казанской церкви. Иркутский писатель Иван Калашников в 1817 году отмечал: «К югу от директорского дома недавно выстроена отличная каменная церковь. Нельзя удивляться простоте и важности, которая представляется во внутренности церкви. Здесь нет ни испещренных альфреско стен, ни бесчисленных икон, которые, несмотря на должное к ним благоговение, уничтожают красивое целое; здесь во всем видно единственный, один господствующий белый цвет». Историк Пётр Словцов в 1826 году предсказывал: «Сей храм по достоинству наружного чертежа и по приличию внутреннего украшения, как и последнее устройство фабрики, надолго останутся в Сибири единственными».
И неудивительно. Тельминский храм является выдающимся произведением классицизма и выделяется из круга провинциальных построек столичным уровнем архитектуры. Он представляет собой уникальный для Восточной Сибири пример церкви-ротонды — круглой по своей форме, что было редчайшим явлением для сибирской архитектуры начала XIX века.
Внешний облик храма завораживает своей гармонией и изяществом. Композиция состоит из ряда соподчиненных цилиндров, объединенных открытой галереей. Главный объём храма сверху заканчивается полусферой, увенчанной круглым барабаном с изящной маленькой главкой. С западной стороны к основному объёму вплотную примыкает устремлённая вверх четырёхъярусная колокольня, имеющая необычную эллипсоидную форму.

Фасадное убранство — лаконичное, но тонко и скрупулёзно прорисованное. Гладкие стены украшены терракотовым орнаментом в виде гирлянд, кронштейнов и круглых медальонов с мальтийскими крестами (✠, восьмиконечный крест, символ средневекового рыцарского ордена).
Интерьер храма удивительно точно соответствует наружным формам и декоративному убранству фасадов, его простенки украшены лишь накладным ниспадающим ленточным орнаментом, идентичным терракотовому орнаменту фасадов. С западной стороны выступает балкон хор (балкон внутри церкви), ограждение которого покрывает уникальная роспись с сюжетами светской живописи.
Когда-то храм славился своими музыкальными часами, созданными ссыльным мастером Климовым. Эти удивительные часы могли исполнять 12 музыкальных пьес. Снаружи церкви у парапета были установлены две алебастровые фигуры ангелов с трубами, ещё два таких же ангела стояли внутри храма на хорах. При наступлении каждого часа фигуры двигались, поднимая трубы, и как бы исполняя определённую мелодию. К сожалению, в советское время музыкальный механизм был повреждён и до сих пор не восстановлен.
От разорения к возрождению

Тельминский храм, как и другие религиозные постройки, в XX веке прошёл через немалое количество испытаний. В 1936 году из него были изъяты все церковные ценности, с икон сняты дорогостоящие ризы (накладные украшения, защищающие слои красок), уничтожены колокола. Чтобы сбросить самый большой колокол весом более 1200 кг, прорубили стену колокольни.
Однако некоторые богобоязненные рабочие вместо того, чтобы сжечь иконы, как им было приказано, спрятали их в алтаре, забили его досками, а храм засыпали зерном. Таким образом был сохранен и сам храм, и уцелевшие в нём иконы. Несмотря на то, что следом из Иркутска пришла машина со взрывчаткой для уничтожения храма, сделать этого не смогли из-за необходимости сохранить зерно. Так сохранили не только архитектуру, но и уникальные иконы храма.
Интересно, что в народной памяти сохранились предания о божественном возмездии. Считается, что у разорителей храма рождались больные и нежизнеспособные дети со сросшимися конечностями, а сами они в короткое время погибли при различных трагических обстоятельствах.
Возрождение храма началось в послевоенные годы. Уже 26 мая 1945 года в церкви возобновились богослужения. Настоятелем был назначен протоиерей Михаил Семёнович Мещериков, прослуживший в храме около 30 лет. В 1990-х годах начался новый этап восстановления — в Каменск-Уральском были отлиты новые колокола для звонницы. В 2000-х годах проведён капитальный ремонт храма и реставрация интерьера, а 4 ноября 2011 года храм освятил митрополит Иркутский и Ангарский Вадим.
Тельминский храм как бренд Иркутской области

Международное признание пришло к храму в 2020 году, когда он победил в престижном международном конкурсе Baumit Life Challenge, в котором участвовали 384 объекта из 26 стран. Тельминский храм занял первое место в номинации «историческая реставрация», обойдя даже Венский сецессион.
Реставрационные работы позволили воссоздать храм практически в первозданном виде — мастерам удалось вернуть ему выразительный и тонкий орнамент, включая каждую гирлянду, скобку, круглые медальоны с мальтийскими крестами, листья римского аканта.
Этот храм — не просто культовое сооружение, а подлинный символ стойкости, веры и красоты, который продолжает восхищать и вдохновлять, как и предсказывалось века назад. Сегодня, как и тогда, он остаётся уникальным явлением на сибирской земле, жемчужиной в короне брендов Иркутской области.