Фото: Марина Свинина

Большие победы Людмилы Цветковой

Годы работы главным балетмейстером и постановки известных опер и балетов подтверждают высокий профессионализм и талант Людмилы Цветковой. Неудивительно, что именно она готовит первый в истории региона балетный выпуск по специальности «Искусство балета» в Иркутском театральном училище. Дети, поступившие на курс в 10 лет, выросли на глазах у своих преподавателей, отучившись в общей сложности около восьми лет. В 2026 году они станут первыми выпускниками. Наблюдать за тем, как начинающие артисты развиваются в профессиональном плане, — это вдохновляет Людмилу Львовну, ведь вся её жизнь посвящена балету, и когда-то она сама проходила этот сложный путь.

Её личная история, соединённая с любовью к профессии, делает процесс обучения для юных артистов особенно ценным и вдохновляющим. Людмила Цветкова рассказала порталу «Культура 38» о мастерстве, сложном детстве, мечтах, о понятии «русский балет» и о том, как прийти в эту профессию и продолжать любить её несмотря ни на что.

Анна ЛАЗАРЧУК

Фото: Марина Свинина

Правда о балете

—  Создано много фильмов о балеринах, эта тема очень модная. Достаточно вспомнить, сколько разговоров было о «Чёрном лебеде», «Матильде», о фильме «Большой» и других картинах. Много мифов вокруг самой профессии, и это подогревается кинематографом. Какие фильмы о балете стоит посмотреть, а какие — нет?
—  Если ставите себе задачу знакомить ребёнка с балетом как с профессией, то, конечно, это нужно делать не через художественные фильмы. Ведь кинокартина — это вымысел.  Возьмём любую профессию, например, преподаватель. Представим, что преподаватель смотрит кино про коллег. Люди, не владеющие этой профессией, будут смотреть и верить, а преподаватель придёт в ужас. Так и я. Смотрю в фильме на актрису, которая не балерина, и понимаю, что она просто произносит выученный набор фраз. И это не соответствует тому, что и как должно быть на самом деле. Знакомиться через кино с балетом нельзя. В художественном фильме другая задача: на фоне балетной профессии разыграть какую-то мелодраму по задумке режиссёра. Надо смотреть профессиональные фильмы–балеты. Есть большой перечень именно детских балетов. Помимо этого сегодня много профессиональной литературы для детей 5 – 6 лет о начале изучения балетного искусства. Тогда это будет правильным внедрением в профессию. А учитывая то, что балетной профессии учатся с 10 лет, то ребёнок очень рано начнёт постигать это искусство именно профессионально, а не через кино.

— Если ребёнок просит отдать его в балетный класс, как определить родителям: это сиюминутный импульс под впечатлением, например, от детской балетной постановки или действительно мечта, которая может стать делом жизни?
—  Это сложно сделать одномоментно. С первого взгляда понять, что этот ребёнок создан и готов для балета? Так не бывает. Нужно понаблюдать. Расскажу о себе. Сколько себя помню, с 3 – 4 лет я уже делала «балетный костюм» из платочков и майки и ставила спектакли. Когда к нам в гости приходил друг семьи — полковник, я назначала ему роль Ромео, а сама была Джульеттой. Я «умирала» у него на руках, по моему сигналу он выходил и ловил меня на руки в танце… Это была целая постановка! Летом на песке во дворе я ставила спектакль с подружками. Наклонности во мне были видны сразу. Ребёнок, который тянется к балету, обязательно должен тянуться ещё и к музыке. Если он прислушивается к красивой музыке и останавливается, замирает, что-то показывает мимикой, тогда можете взять себе на заметку. Без музыки балета не бывает. Конечно, надо оценивать своего ребёнка адекватно с точки зрения внешних данных. Балет имеет жёсткие критерии к пропорциям тела и к физическому здоровью. В 10 лет уже видно пропорции, можно присмотреться. Бывает, что родители обижаются, если мы отказываем из-за несоответствующих внешних данных. Но мы должны быть честными, для этого и существуют туры отбора при приёме. Ведь это будущее человека. Хотя случается и такое: есть небольшие отклонения во внешних данных, а потом они перекрываются какими-то сверхспособностями. Тогда начинаем работать с телом, вытягивать мышцы, больше заниматься физической стороной танца. Есть балерины не с такими длинными ногами, как хотелось бы, но с хорошей техникой. А если балерина проявляет себя как замечательная актриса, то всё получается. Таких примеров много.

Людмила Цветкова, балет «Оловянный солдатик»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Вы продолжили дальше упорно идти к мечте после детских опытов?
— У меня было три мечты: быть археологом, художником и балериной. Художественная сторона пригодилась, я часто рисую эскизы, могу и картину нарисовать хоть маслом, хоть карандашом. А жила я в коммуналке в Хабаровске, и однажды соседка, у которой у единственной был телевизор, позвала меня посмотреть балет «Ромео и Джульетта», сказав с придыханием: «Уланова будет!». Мне было около пяти лет. Я смотрела этот балет и начала мечтать о профессии балерины.

— Родители поддерживали или отговаривали?
— Я приёмный ребенок. Мамочка меня взяла, когда мне было 3,5 года. Она была учителем русского языка и литературы, приучила меня читать хорошие книги, за что я ей очень благодарна. Всем лучшим, что во мне есть, я обязана ей. Она всегда поддерживала все мои начинания и стремления, плавно направляла, она умела это как педагог. В пятилетнем возрасте, пока мама была на работе, я сама ушла с подругой в Дом культуры «Энергомаш» и записалась на танцы. Мама восприняла позитивно. Потом я пошла во Дворец пионеров в балетную студию, а оттуда уже в 14 лет уехала поступать в Улан-Удэ в Бурятское хореографическое училище. На самом деле было уже поздно, нужно было это делать в 10 лет. Я поняла, что еще чуть-чуть и расстанусь со своей идеей стать балериной, надо ехать. В тот год не было приёма, я сама нашла педагогов в театре и уговорила посмотреть меня. Под пение Ларисы Петровны Сахьяновой, звезды бурятского оперного театра, меня приняли в училище. Дело в том, что в момент моего появления не было на месте концертмейстера, и Лариса Петровна сама пела мне партию Жизели. Я поступила, правда, вместо 9 класса пошла в 7-й. Зато не потеряла профессию, и ни о чём не жалею. 

— Когда идут к вам на курс в Иркутское театральное училище, ставят себе целью именно балет или рассматривают специальность в качестве базы для других танцев?
— Мы готовим именно артистов балета, а не хореографов. Вторая квалификация, которую получают выпускники, — преподаватель. В учебном процессе параллельно преподаются характерный, народный, историко-бытовой, современный танцы. Однако базу всё равно составляет классический балет, и в любом случае без этой базы, например, современным танцем так владеть не будешь. Это преимущество наших выпускников. Я четвёртый год работаю в училище, являюсь преподавателем актёрского мастерства и методики преподавания хореографических дисциплин, а также постановщиком балетных спектаклей. И есть такой главный специальный предмет как классический танец, при выпуске сдача этого экзамена — самое важное.

Людмила Цветкова с солистами спектакля «Мой Есенин»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Для того чтобы стать большой балериной, нужно обязательно уехать в Москву, в другие большие города?
— Конечно, надо пробоваться. Но с другой стороны, надо и адекватно себя оценивать. Есть случаи, когда я говорю: «Пробуй, это нужно!». А есть случаи, когда надо понимать, что не для большого великого балета создана эта балерина, но прекрасно впишется в труппу, например, нашего музыкального театра. Есть надежда, что наши выпускники будут присутствовать в труппе музыкального театра Иркутска, а может кто-то сможет выйти и на большую сцену в Москве или Санкт-Петербурге.     

— Какие ещё варианты у выпускников в трудоустройстве? Где они могут реализовать себя?
—  В России много городов с оперными театрами: Новосибирск, Красноярск, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород. Выпускники могут пойти в музыкальные театры с серьёзным репертуаром, в Омском музыкальном театре, например, есть в репертуаре балеты «Жизель» и «Лебединое озеро». Необязательно ехать только в Москву. Сразу поехать в Большой театр будет сложно, ведь там будут смотреть, чья школа. Мы пока ещё неизвестны и не можем похвастаться, что наши выпускники работают в профессиональной труппе. Но я надеюсь, что когда-нибудь это случится.

Мы вынуждены быть критичными

— У вас поменялось отношение к искусству балета с опытом, со временем? Может быть вы стали менее критично относиться к промахам начинающих артистов, став преподавателем?
— Мы в этой профессии вынуждены быть критичными, нам нельзя быть лояльными, потому что мы не кружок, не группа здоровья, не клуб по интересам. Мы ведём детей в профессию. Именно на правде, которую мы говорим, зиждется качество нашего обучения. Если мы где-то солжём, прикроем, пожалеем, ничем хорошим это не закончится. А то, что внутри себя иногда хочется и всплакнуть в сторону ребёнка, такое бывает. Порой мы берём сложных детей с условием и смотрим, как они развиваются первые три года. Развитие ребёнка бывает непредсказуемым. Хороший при наборе ребёнок может остаться почти на одном и том же уровне и не расти профессионально по какой-то причине. А есть дети, у которых данных немного, но путём труда и работы над собой они добиваются гораздо большего.

— Что играет решающую роль в этом процессе развития? Какой-то особый характер, качества личности?
—  Много составляющих. Балет — это не спорт, где достаточно силы воли и есть чёткие цели: заработать все медали в определённом возрасте, а потом стать тренером. У нас всё-таки совмещение: ты ещё и артист, кроме как твоё тело выучилось качественно делать какие-то элементы. Людям, которые придут на спектакль, должно быть интересно смотреть на балетных актрис и актёров. Нужно уметь рассказать некую историю не только красивыми фуэте, высокими ногами, прыжками, но ещё и актёрским мастерством. Важно развить в себе сплетение внутренних качеств: физическую выносливость и упорство, харизму и актёрские данные. Бывает, что у артиста балета есть зажим, и это не удаётся убрать. Тогда получаются хорошие исполнители, которые будут всё красиво делать, ровненько стоять в кордебалете, но если поставить в соло, они не справятся.

Людмила Цветкова, спектакль «Собака на сене»
Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Мальчики в балет приходят редко?
— Редко. К сожалению, очень развиты сейчас уличные танцы, парней увлекает современная хореография, а балет, возможно, неправильно преподносится. В прошлом году пришли два друга, где один был за компанию, и оба остались, так хорошо занимаются, отличные ребята. А есть другой пример, когда друг сказал: «Ты что в колготках будешь там бегать?» — и мальчик не остался. В этом возрасте дети очень впечатлительные, одно неосторожное слово может всё испортить.

Мечта об иркутском оперном театре

— Чего не хватает в массовом информационном поле, чтобы балет стал престижным в Иркутске?
—  Балетной школе тяжело существовать без оперного театра. Ведь оперный репертуар готовит ребёнка. Обучающиеся искусству балета с первого класса начинают входить в спектакли, когда есть оперный театр в городе. Сначала в каких-то маленьких ролях появляются на сцене, а на выпускном  — в главных. Если бы у нас был более богатый балетный репертуар, тогда и отношение было бы другое. Есть такое понятие как насмотренность. Не менее важно заявлять о себе. О нашей школе ещё никто не знает. Мы возили спектакль «Катерина», который я поставила по мотивам «Грозы» Островского, на Всероссийский фестиваль «Шаг» в Барнаул. Люди удивлялись, что в Иркутске есть училище, где готовят артистов балета. Нас очень хорошо принимали.

—  А какие есть балетные постановки в Иркутске, на которые стоит привести детей и посмотреть самим?
—  Я рекомендую музыкально-балетную композицию «Журавлики». Балет с одной стороны очень патриотичный, а с другой — это маленькое «журавлиное озеро», наподобие лебединого озера, где на журавлей нападают вороны-фашисты. В постановке заняты все учащиеся искусству балета. Спектакль в этом году проходил два раза, будем повторять. Основная наша трудность — найти большую сцену. В данный момент площадку для спектаклей училища предоставляет ТЮЗ. Надеюсь, что в следующем году сможем показать этот спектакль ещё пару раз. Рекомендую сходить на «Катерину», надеюсь, что спектакль будет в следующем году.

Три балета, поставленные мною, идут на малой сцене в музыкальном театре. В спектакле «Мой Есенин» я придумала такую историю: на сцене два Есенина. Один Есенин-ангел, а другой Есенин-чёрт, как говорила о поэте Айседора Дункан. Один актёр читает стихи и пластически движется, второй —  артист балета. И с ними балерина, которая играет Айседору Дункан. Ещё две мои постановки — «Матильда» по истории Кшесинской и «Попрыгунья» по Чехову. Это можно посмотреть, чтобы сложилось впечатление об искусстве балета.

После премьеры балета «Журавлики»
Фото: Анна Кешикова

— То, что вы стали постановщиком — логичное развитие карьеры балерины?
— Это было параллельно. Я приехала в Иркутский музыкальный театр из Хабаровска, когда мне было 24 года. Меня пригласили просто танцевать, солисткой. И в какой-то момент главный режиссёр театра Наталья Владимировна Печерская предложила мне преподавать танец на её курсе в театральном училище. Я преподавала там и начала что-то ставить. Она заметила, что неплохо получается. Предложила поставить совместно спектакль в Томске, мы съездили, поставили, и она сказала, что ей понравилось со мной работать. Я получила предложение стать постановщиком и согласилась. До 37 лет я ещё танцевала и параллельно уже ставила спектакли, а потом стала главным балетмейстером. Всего за мою карьеру мне удалось поставить около 100 спектаклей. Мой первый большой балет был «Сотворение мира». Я так и сказала: все балеты о любви, а мой балет — о первой любви. Вся моя карьера развивалась поступательно, у меня не было взлётов и падений. Были перерывы на рождение сына, на учёбу, но на самом деле всё шло так, как я хотела. Я не разочарована в своей жизни и ничего не хотела бы менять. Меня устраивает даже то, что не устраивает. Это моё. Я прошла через эти моменты сама, я это преодолела, и, наверное, в этом и есть план жизни.

Рассказать историю телом

— Можете назвать из этих 100 спектаклей самый сложный или, наоборот, лёгкий и любимый?
— Я влюбляюсь в каждый свой спектакль, ведь не полюбив его, не сможешь закончить и показывать людям. Свои спектакли нужно любить априори. У меня нет такого единственного. Я каждым спектаклем загораюсь, и мне кажется, что это будет лучший. «Вот этот как раз и будет вещь! Самый-самый! Вот те 99 — нет, а сотый будет вещь!». Так нужно относиться к каждому своему спектаклю, иначе нельзя. Постановок в моей жизни не стало меньше. Помимо работы в училище, я постановщик и художественный руководитель в частном театре «Суарэ», который находится в театральном квартале.

—  Бывало такое, что вы не могли заставить себя встать с кровати и пойти на работу?
— Если я себя хорошо физически чувствовала, то бежала на работу, для меня это всегда было праздником. Новый день — это что-то новое, познание себя, движение куда-то дальше, новые постановки, новый опыт. Физически, конечно, бывало сложно. Боль и балет идут рука об руку  — это действительно так, нужно осознанно относиться к этой стороне профессии. Я люблю дело своей жизни и любила сразу, с детства. А бывает, что влюбляются в профессию позже. В первых классах идёт муштра, работа над физикой, изучение элементов, выучка. Последние три курса, на мой взгляд, самые интересные. Когда ко мне девочки приходят на мастерство актёра, я им говорю: «Главная цель моего предмета какая?». Они отвечают: «Чтобы мы стали актрисами». На это у меня другое видение. Моя задача — влюбить их в профессию и сделать так, чтобы они шли любить свою профессию дальше, несмотря на этот тяжёлый труд. Некоторые дети в младших классах ещё не понимают, как это здорово быть на сцене. До актёрства нужно довести учеников. Это не про «танцевальность». Она развивается с детства, и мы учим детей улыбаться, мягко красиво подчёркивать определённые жесты. А актёрское мастерство — более глубинное, связанное с внутренним миром. Это о том, как можно говорить телом текст, а не просто красиво танцевать. Фуэте — это ремесло. А актёрство на сцене — это уже не ремесло, это призвание.

Фото из архива Музыкального театра им. Н. М. Загурского

— Есть такой термин как «русский балет». А что такого уникального именно в русском балете?
—  Думаю, что мы отличаемся менталитетом. Недаром иностранцы хотят прочитать Толстого, Достоевского, а мы любим читать Шекспира. Для их менталитета — это из области непознанного, и они хотят это познать. Так же с балетом. Тела у зарубежных артистов выученные очень здорово. У них есть и высококлассные балерины, и замечательные хореографы, интересные постановки. Балет на Западе многое взял у России. Такой большой разницы уже и нет. Но есть мощь нашего балета. Наши хореографы и артисты любят работать с серьёзной драматургией и музыкой, с глубоким наполнением. Не просто красиво «поплавали», как рыбки в аквариуме, после чего зритель отошёл от этого аквариума и уже даже не вспомнит, какие там были рыбки и как они плавали. Мы глубже ныряем.

—  Что будете ставить на выпускном? Всё-таки первый в истории Иркутской области балетный выпуск — событие волнительное…
—  На выпускном будет моя авторская постановка «Гибель розы», в основе — музыка Малера. Всё придумано с возможностями курса: четыре девочки и один юноша. Для массовости к участию в постановке привлечён 2-й курс. Сюжет драматичен: парень влюбляется в девочку — Розу, это видит завистница, которая в финале напоит Розу смертельной влагой, и возлюбленная погибнет на руках у влюблённого в неё молодого человека. А что будет дальше — пусть это останется интригой. Пока не знаем, где будет проходить выпускной спектакль. Повторюсь, нам нужна большая площадка, а это либо ТЮЗ или Музыкальный театр, либо зал ИРНИТУ.

—  Что вы считаете самой большой своей победой в жизни?
—  Это может быть чуть-чуть печально… то, что меня взяли в приёмную семью. Благодаря этому моя жизнь сложилась именно так, как сложилась. Всё благодаря моей приёмной маме, и я сожалею, что она рано ушла из жизни, когда мне было только 22. Победа в том, что мой организм не отказался от всего того, что в меня мама вкладывала. Бывает ведь по-разному. Для меня всё было благостно и на пользу. Мне посчастливилось, что человек оказался не просто любящий, а сам наполненный очень многим. Эту наполненность она смогла передать мне, и я стала той личностью, какая я есть. Вся жизнь состоит из побед и поражений — и больших, и маленьких! Я не умею их изменять, но они есть!

СПРАВКА
Людмила Львовна Цветкова окончила Бурятское хореографическое училище, с 1987 года была ведущей солисткой балета в Иркутском музыкальном театре, а с 2001 по 2019 — главным балетмейстером. Лауреат международных и всероссийских конкурсов хореографов. Поставила оперы «Аида», «Евгений Онегин», «Лючия де ла Мермур». Была постановщиком балетов «Сотворение мира», «Щелкунчик», «Золушка», «Ромео и Джульетта», «Кармен», «Пер Гюнт» и других.

Читать также:

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться