Боль в пальцах и своенравная скрипка: чего стоит выход скрипача-виртуоза на сцену

Известный скрипач, главный дирижёр Национального филармонического оркестра России Владимир Спиваков в год своего юбилея впервые за долгое время взял в руки скрипку на сцене Иркутского музыкального театра имени Н. М. Загурского. В последние десятилетия музыкант довольно редко выступал на большой сцене в качестве скрипача. Как признался маэстро, он решился на это с большим трудом. Скрипач-виртуоз перенес несколько сложных операций на пальцах и думал, что уже никогда не сможет играть на скрипке, потому что каждый раз, когда он берет в руки инструмент, пальцы начинают нестерпимо болеть. Однако он всё же решился преодолеть боль и сыграл на закрытии Международного фестиваля академической музыки «Звёзды на Байкале».

Валерия БАШКАТОВА

Фото: пресс-служба Правительства Иркутской области

Уговорил меня на этот подвиг Денис Леонидович (Мацуев), и я согласился. Специально прилетел в Иркутск пораньше. Мы репетировали два дня. Думаю, оно того стоило. Это потрясающий фестиваль. Ведь я был на первом фестивале. Тогда руководил еще Владимир Константинович Шагин, и я его с большой теплотой вспоминаю. Потому что это был удивительный человек, он горел очень, мечтал, чтобы этот фестиваль был значимым, важным. Он, к сожалению, ушел из жизни, но фестиваль продолжается. Это достойная память об этом прекрасном человеке

— Владимир Спиваков, народный артист России, скрипач-виртуоз, главный дирижёр Национального филармонического оркестра России

Также маэстро высоко оценил организаторские способности пианиста-виртуоза Дениса Мацуева. Скрипач отметил, что на фестивале происходит столько событий, что он не уступает мировым стандартам. По словам Владимира Спивакова, за кулисами проходит огромная работа по подготовке к фестивалю, потому что Иркутск — это очень важная веха концертной жизни музыкантов и в жизни вообще.

Рассказал Владимир Спиваков и о причине выбора программы концертов. Первая — дирижёрская, исполненный с «Виртуозами Москвы» Концерт для фортепиано с оркестром А. Шнитке. Вторая — исполнительская в дуэте с Денисом Мацуевым, это «Сонатный вечер» — очень редко звучащие сочинения. Но впереди у Альфреда Гарриевича Шнитке юбилей — 24 ноября исполнится 90 лет со дня его рождения.

Мне кажется, очень важно то, что в преддверии этой даты будут звучать эти замечательные сочинения, которые я играл вместе с Владимиром Крайневым. Ведь этот концерт Альфред Гарриевич посвятил именно ему. Кстати, Володя так растрогался после этого исполнения нашего совместного, во Флоренции был, что он мне подарил ноты с автографом Альфреда Шнитке. Так что они у меня есть

— Владимир Спиваков, народный артист России, скрипач-виртуоз, главный дирижёр Национального филармонического оркестра России

Рассуждая о талантах композиторов прошлого и наших современников, Владимир Спиваков отметил, что у каждого гения есть одно очень важное качество — он чувствует свое время. Более того, каждый великий композитор своего рода пророк: он смотрит на десятилетия вперед.

Музыкант привел в пример Софию Губайдулину. Когда композитор в 1982 году написала «Семь последних слов Христа», его сыграли в Америке. Там музыку не поняли, потому что это язык будущего. Слушателям казалось, что это прилетели люди с Марса и играют на незнакомом совершенно языке.

И у композитора Шнитке тоже есть такая особая черта. Даже его простые вещи — вальсы. Вальс-то — это вообще не русский танец. Он пришел из Германии, из Австрии, но именно Шнитке внес в него вот эту отчаянную русскость. Поэтому этот вальс звучит на разрыв аорты, я бы сказал. Вот и этот концерт, он показывает нам хаос, который сегодня происходит в мире. Это, в общем-то, о сегодняшнем дне. И, к тому же, там есть несколько нот ритмически выложенных очень четко, как мольба к Господу. Вот мы можем только надеяться на Бога

— Владимир Спиваков
Фото: пресс-служба Правительства Иркутской области

Также скрипач поделился своими эмоциями от потери своей скрипки Антонио Страдивари. После начала СВО Владимира Спивакова лишили возможности играть на любимом инструменте. В 1997 году группа меценатов приобрела уникальный инструмент за 2,5 млн долларов и передала маэстро в пожизненное пользование. Единственное условие: инструменту необходима очень дорогая страховка, которую оплачивала английская компания Lloyd’s. Страховка продлялась каждый год, а в мае 2022 года страховая компания заявила, что не будет страховать инструмент, если он большую часть времени находится в России.

Я очень тяжело пережил эту потерю — это как уход любимого человека. Ну что можно было сделать, если сейчас к нам отношение такое предвзятое, несоответствующее действительности? Сейчас я играю на другой скрипке Страдивари, но уже из государственной коллекции. А та скрипка была из «Золотого периода», изготовлена в 1713 году. Этот инструмент Страдивари сделал будучи уже умудренным опытом человеком. Он сделал этот инструмент всего за год до своей смерти в 1736 году. Инструмент очень трудный, своенравный, и главное, что я не могу его вывозить никуда

— Владимир Спиваков, скрипач-виртуоз, главный дирижёр Национального филармонического оркестра России

Спиваков рассказал, что во время летнего отпуска он сдал эту скрипку на хранение в госсколлекцию. Когда он его вновь взял в руки, то инструмент уже не слушался, расстроился, хрипел, скрипел, струны лопались. Пришлось долго и упорно с ней «договариваться». Но, по словам скрипача-виртуоза, «договориться» удалось, и сейчас младшая сестра той самой любимой скрипки играет превосходно.

#ЗвездыНаБайкале2024

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться