Выберите город или район:



Благотворительные елки, катание на санях, визиты

Сегодня Новый год ассоциируется с елкой, Дедом Морозом, подарками, шампанским. Но мы решили заглянуть в прошлое и узнать, как менялись традиции празднования в разные годы. Где в Иркутске размещались рождественские базары и ледовые городки? Когда появилась традиция наряжать к празднику елку? Почему Дед Мороз оказался в «черном списке»? Зачем мужчинам в праздничные дни приходилось ходить в гости с утра до вечера? Об этом нам рассказал заведующий Музея городского быта Иркутска Иван Терновой.

Екатерина САНЖИЕВА

«Учинить украшения из древ сосновых!»

Новый год «экспортировал» из Европы в Россию Петр I. В 1700 году он повелел отмечать праздник 1 января. В царском указе говорилось: «По знатным и проезжим улицам у ворот и домов учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, чинить стрельбу из небольших пушек и ружей, пускать ракеты и зажигать огни. А людям скудным каждому хотя бы по древу или ветке на вороты поставить». Так елка стала новогодним символом.

Украшение хвойными деревьями или ветками улиц, дорог, ворот домов, трактиров стало обязательным. Но этот обычай в России не прижился. Люди по привычке отмечали Рождество. После смерти Петра елки оставили только для обозначения питейных заведений — привязывали хвойное дерево или еловые ветви к колу и устанавливали на крыше или у ворот кабака. В народе кабачки так и называли — «елки». «Пойти под елку» означало «отправиться в питейное заведение».

В первой половине XIX века елка появилась вновь. Супруга императора Николая I Александра Федоровна была немкой. Она и ввела традицию наряжать елку под Новый год. Первую домашнюю рождественскую елку поставил Николай I, после чего хвойные красавицы появились в гостиных петербуржской знати. Со временем праздник стали отмечать по всей стране. Но Новый год проводили более скромно, чем Рождество, в основном, в кругу семьи. К концу XIX века елка стала неизменным праздничным атрибутом. Правда, ненадолго. В годы Первой мировой войны елку, а вместе с ней и рождественского Деда занесли в «черный список»: русские воевали с немцами, а новогоднее дерево и другие атрибуты праздника пришли к нам как раз из Германии. После Октябрьской революции елка вновь попала в опалу: на этот раз ее запретили как пережиток царского времени.

Иркутск. Группа горожан на зимнем отдыхе за городом
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Вернули новогоднее дерево в СССР 28 декабря 1935 года. Тогда в газете «Правда» опубликовали открытое письмо Павла Постышева (советского государственного и партийного деятеля) с заголовком «Давайте организуем детям хорошую елку!». Так, елка попала под амнистию и с тех пор является главным символом Нового года в нашей стране. После письма Постышева артели стали массово производить елочные игрушки и фигурки Деда Мороза и Снегурочки. Появилась и традиция участия этих новогодних персонажей в праздниках.

Туманные картины волшебного фонаря

С середины XIX века в Иркутске проводились рождественские елки. Самые красивые устанавливали в Общественном собрании (сейчас — здание театра Музкомедии на улице Ленина — Е. С.), в городской управе, особняке генерал-губернатора (теперь — здание научной библиотеки ИГУ), а также в различных организациях и учебных заведениях.

Газета «Восточное обозрение» в 80-е годы XIX века сообщала о детских новогодних костюмированных балах, которые проводились в нескольких местах. Например, в помещении городской управы устраивались елки для детей беднейших горожан. Ребятишек одевали в новые костюмы и полушубки с шапками, дарили подарки, а затем развозили по домам. В 1889 году, как свидетельствуют газеты, в Иркутске «было устроено много елок и детских праздников», «хотя все елочные принадлежности и сюрпризы весьма недешево обходятся и выбор их в магазинах невелик».

По сообщению местных газет, в иркутском приюте для арестантских детей 30 декабря 1899 года была устроена благотворительная елка. Под туманные картины волшебного фонаря (аналога проектора для диафильмов) детям читали сказки «Конек-Горбунок» и «О рыбаке и рыбке». В нагорном училище в 1900 году, на елке, устроенной по инициативе мецената Воскресенского, детям дарили катанки, блузы, а также игрушки и бонбоньерки.

Поздравительная открытка «С Новым Годом и Рождеством!»
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Чем больше добра сделаешь в рождественские праздники, считали православные христиане, тем больше тебе его вернут в новом году. Поэтому в Рождество горожане ходили по разным богоугодным заведениям: приютам, больницам, тюрьмам — и раздавали там одежду, еду, подарки.

В богатых иркутских домах устраивали праздники, куда приглашали соседских детей из небогатых семей. Для ребятишек разыгрывали небольшие спектакли, проводили конкурсы, декламировали стихи. Детям вручали небольшие сладкие подарки или теплые вещи.

В XX веке традиции благотворительности сохранились. Так, в 1916 году в залах Общественного собрания Иркутска прошла елка, программа которой называлась «Рождественская сказка». Героями действа были волшебница Зима, Снежная королева, снежинки, Дед Мороз, появившийся из ледяного царства. Детям раздавали Вифлеемские звезды и подарки.

В советское время появилась новая традиция: проводить елки для детворы в школах, детских садах, во дворцах пионеров и домах культуры. По информации газеты «Восточно-Сибирская правда» от 31 декабря 1939 года, в Доме культуры профсоюзов стояла грандиозная елка до потолка, горевшая разноцветными огнями. Вокруг нее были установлены красочные картины из сказки «Колобок». В глубине зала был оформлен художественный зимний пейзаж — несколько домов с огоньками в окнах, усыпанное звездами небо. По бокам эстрады были закреплены натертые до блеска горки — любимое развлечение детей. В фойе был сооружен пионерский костер, окруженный елочками. Здесь же продавались живые цветы, серпантин, конфетти и детские книги.

Позже появились традиции устраивать новогодние банкеты на иркутских предприятиях, а работникам для их детей стали выдавать сладкие подарки.

Катки, сани, ледовые фигуры

В XIX веке и в начале XX к новогодним праздникам заливался каток на Тихвинской площади. По центральным улицам горожане разъезжали на санных упряжках. Особенно много саней было на Большой и Амурской. На Тихвинской площади заливали горки, размещали разные развлечения и ярмарки.

Поздравительная открытка «С Рождеством Христовым!»
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Первые ледовые городки с елками появились в Иркутске в 1930-е годы. А с 1950-х годов местом проведения общегородских праздников стала площадь Кирова, где уже много десятилетий устанавливают новогодний городок. Правда, горки, Дед Мороз, зайцы, лисы и прочие сказочные фигуры делались не из речного льда, как сейчас, а из снега и воды. В 1953 году, например, площадь украшала 17-метровая зеленая красавица. С двух сторон от нее стояли Деды Морозы. Здесь же катались на горках, торговали книгами, кондитерскими изделиями и другими товарами.

А в 1955 году на площади Кирова устроил традиционную большую елку, украшенную разноцветными гирляндами, Дворец пионеров. Вокруг дерева стояли слепленные из снега скульптуры Деда Мороза, зайцев, лисиц, моржа. Были установлены сорок панно с изображениями героев народных сказок. Сверкали ледовые горки и входная арка. Над оформлением новогоднего городка работали более 50 человек. Большую помощь Дворцу пионеров оказали коллективы станкостроительного завода, обувной фабрики, предприятия «Востсибуголь». Новогодние елки, горки и катки были также организованы на стадионах «Авангард» и «Локомотив».

В 1957 году общегородскую елку и горки решили организовать в сквере у драмтеатра. А еще хвойные красавицы поставили во многих усадьбах при домоуправлениях: на улицах Пушкинской, 7, Вокзальной, 20, Профсоюзной, 5, Маркса, 18, Российской, 14. В 1958 году во всех районах города для детей подготовили горки и катки. В Свердловском районе тогда залили пять больших катков.

Поздравительная открытка «С Рождеством Христовым!»
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

В 1970 году по решению городских властей каждый район Иркутска украшали собственными силами. В Октябрьском районе елки, катки и горки появились на ипподроме, в Лисихе, на улицах Омулевского, Радищева. На площади Декабристов разместился детский городок, оформленный в древнерусском стиле. Впервые установлена елка на бульваре Постышева. Самой нарядной и яркой, как обычно, стала площадь Кирова. Вокруг фонтана на полутораметровых полотнах был изображен древний город, окруженный водой. В лодках сидели купцы с разным товаром. Замысловатые чумы, маски, иллюстрации к сказкам создали волшебную атмосферу.

Блеск витрин, обилие товаров

Традиционно на ярмарки в Иркутск свозили товары со всех концов страны. Иркутск был точкой пересечения торговых путей. Купцы приезжали сюда для того, что продать товар или что-то закупить. Продавали продукты, одежду, ткани, утварь. Рождественские базары были самыми богатыми. На них можно было купить все: от дорогих мехов до восточных сладостей. Такие ярмарки располагались на Хлебном (сейчас — Центральный рынок) и Мелочном базаре (теперь — площадь возле цирка).

Владельцы магазинов не жалели денег на праздничное убранство. Особенно красивыми были витрины магазинов на Большой и Пестеревской (сейчас — улица Урицкого). Затейливо украшались салоны игрушек и детской одежды, которые в это время переживали покупательский бум. Поражал своим праздничным убранством магазин игрушек Кальмеера. Под Рождество его витрины обычно украшала сценка из пушкинской поэмы «Руслан и Людмила». В витрине красовался дуб со златой цепью и заводным черным котом, а леший выглядывал из-за кустов. Родители покупали детям «под елку» заводных мышек, плюшевых медведей, оловянных солдатиков, кукол, шубки, шапки и шарфики.

Мелочной базар
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Одним из самых крупных магазинов в Иркутске был «Пассаж» на Пестеревской. Здесь можно было приобрести в подарок часы, золотые и серебряные украшения, а также одежду, ткани, дамское и мужское белье, галстуки, батистовые платки, шубы, обувь различных мануфактур. Считавшие, что книга — лучший подарок, искали все в типолитографии Синицына на улице Харлампиевской, 92 (сейчас — улица Горького). Некоторые иркутяне думали, что нет ничего лучше, чем подарок, сделанный своими руками. Накануне праздника они делали для родных оригинальные книжные закладки, диванные подушки и прочие приятные мелочи.

Елка до потолка, стол во всем великолепии

В XIX веке и в начале XX ко встрече Рождества и Нового года готовились основательно. Белили потолки, стены, ковры чистили и вытряхивали. Раньше в шутку говорили: хозяйки моют дом два раза в год — на Пасху и Рождество.

Стеклянные елочные игрушки стоили тогда очень дорого. Только состоятельные семьи могли их приобрести. Картонные украшения были дешевле. Самыми «престижными» считались дрезденские картонные фигурки (в обиходе их называли «дрезденский картонаж»), привезенные из Германии. Местные же артели делали фигурки людей и животных. Стоили они в среднем 40 копеек, самые дорогие — 1 рубль 20 копеек. Привозные обходились от 3 до 20 рублей (к слову, такая сумма была месячным жалованьем горничной).

Но обычно украшения: снежинки, гирлянды из бумаги, картона, бисера — хозяйка с детьми мастерили сами. Были книжки, в которых рассказывалось, как украсить дом самостоятельно. Ставили и наряжали елку. Но чаще на хвойное дерево вешали съедобные подарки: завернутые в золотую бумагу орехи, конфеты, фигурные пряники, леденцы, чтобы дети могли подойти и снять их с ветки.

В начале XX века в Иркутске на основных торговых площадях разбивали елочные базары. Да и срубить елку в окрестностях города не считалось в те времена большим грехом.


Поздравительная открытка «С Новым Годом и Рождеством!»
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Но главной заботой хозяйки был рождественский стол. Он был обильным. Готовили не менее 12 основных блюд — по количеству месяцев в году. Продукты закупали заранее. Во время трапезы велась непринужденная беседа только о добрых делах. Несмотря на то, что это был семейный праздник, считалось необходимым пригласить к столу одиноких знакомых, соседей. За стол усаживался каждый случайный гость, в том числе и нищий. Существовало поверье, что в этот день в виде нищего перед вами может предстать Бог.

Вот как описывает подготовку к рождественским праздникам в своей книге «Записки иркутянки» Лидия Ивановна Тамм: «Обметались или белились стены дома, с дресвой шоркался пол в бабушкиной комнате, снимались паласы, чистились кошмы и застилались сверху коврами. Менялись на праздничные занавески, скатерти. С пеплом протирались ножи, вилки, ложки.

В Рождество за день до праздника в комнату вносили большую до потолка елку. Пахло лесом и морозным чистым воздухом. Самая трудоемкая работа доставалась нам с тетей Сашей, она была мастером украшать елку, научилась этому у художников, которые оформляли витрины магазина у Самсонова.

Стереоскопическое фото. Дети и взрослые на зимнем дворе
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Елку ставили в большое ведро, замаскированное ватой под ледяную горку, под ней размещали ватные игрушки: мальчишек, катающихся с горки на санках, пешеходов. В это время Кока с Аришей колдовали на кухне, обмазывали свиной и телячий окорока тестом, фаршировали курицу, рыбу и поросенка. Тетя Наташа сбивала сливки. Во всем великолепии появлялся стол, накрытый белоснежной скатертью.
При свете многочисленных елочных свечей искрились в графинах настойки. Стол стоял убраным весь день. Назавтра он накрывался заново, чтобы быть готовым принять запоздалого визитера или приглашенных гостей. И так — целую неделю.

В эти Христовые праздники тетки и бабушка с корзинами пирогов отправлялись по убогим местам: приютам, богадельням, в острог. Договаривались заранее, кто куда поедет. Монашки говорили: „Помогай сирым и убогим, и тебе сторицей воздастся“. Вот и старались наши призреть обиженных судьбой, грехов-то у наших немало было…

В праздники без приглашения в гости не ходили. Мы приглашали и нас приглашали в определенное время. При этом нужно обязательно отбыть очередь: если тебя приглашали, то и ты должен пригласить. В других домах, как и у нас, были сервированы столы с неизменными фаршированными поросенком и курицей, только у нас стол был более красочно, с выдумкой оформлен».

Праздничная ночь в «Модерне»

В начале XX века у иркутян была возможность отметить Новый год не только дома, но и в ресторане. Заведения заранее размещали рекламные афиши с меню и развлекательной программой в газетах. Чаще всего в рестораны ходила молодежь и приезжие из центральной России и иностранцы. Много специалистов тогда приехали в Иркутск на строительство железной дороги. Самым популярным в те времена был ресторан «Модерн», расположенный на углу Большой и Амурской (сейчас — здание ТЮЗа имени А. Вампилова).

Поздравительная открытка «С Новым годом!»
Источник: МБУК «Музей истории города Иркутска имени А. М. Сибирякова»

Ресторан «Деко» (сейчас здание магазина «Алмаз» — Е. С.) предлагал, например, такое меню:
«Суп-томат; консоме — наваристый мясной бульон; роне соте — овощи и мясо, обжаренные на сковороде; навага фри — рыба в панировке, обжаренная в масле; филе миньон — стейк из говядины; шарлот деппом — яблочная шарлотка». Посетителям обещалась также свежая спаржа и блины.

Впрочем, домашние застолья не уступали лучшим ресторанным предложениям. К рождественскому столу обязательно подавали гуся. В меню значились окорок или буженина и холодные закуски: фаршированная рыба, курица и поросенок. Особым деликатесом считалась копченая в банке «золотая рыбка». Все рыбные консервы полагалось ставить на стол в банках, не перекладывая на тарелки. Украшением стола была фруктовая горка. Спиртные напитки были представлены кагором, мадерой. Водку подкрашивали голубикой, мятой, лимоном или брусникой.

Информация о праздничной встрече Нового года в советское время впервые появилась в «Восточно-Сибирской правде» 31 декабря 1935 года. В этом номере вышли объявления о новогоднем представлении в иркутском цирке, а также предлагалось заказать столик на новогоднюю ночь в коммерческой столовой на улице Карла Маркса, 20/1 и в ресторане при гостинице «Центральной». В программе — джазовые оркестры и западно-европейские танцы.

«Китайская церемония»

До революции была ее одна традиция — ходить в Рождество по знакомым, или, как тогда говорили, наносить визиты. Ходили по домам и поздравляли знакомых, друзей, сослуживцев. Накануне составлялся список тех лиц, кого необходимо было навестить. Это было обязательным — приехать и лично поздравить важных для тебя людей. Если кого-то забудешь — наживешь врага. Визиты занимали несколько святочных дней. Двери домов в это время должны были быть открыты, а стол накрыт. Там стояли холодные закуски и напитки. Гость мог даже не раздеваться, а зайти, поздравить семью, выпить, закусить и ехать дальше. На одно посещение тратилось десять-пятнадцать минут, потому что список чаще всего был большой.

«Наступает торжественный день — визиты, — рассказывает в своей книге Лидия Тамм. — В парадном — звонок, Ариша срывается открывать дверь, потом быстро садится в ряд с сестрами. У меня по этому случаю наплоены волосы и громадный бант, я у какой-нибудь тетки на коленях, когда стала старше, то как все — на венском стуле.

Визитеры снимают только шапку и калоши, снимать пальто некогда, впереди еще столько работы. Коли приходят поляки, то они у всех ручки целуют. Если наши, то просто ручку жмут. …Визитеры спешат, им еще столько нужно обежать, везде за здоровье хозяев рюмочку опрокинуть, добрые пожелания хозяевам высказать… Главное — имя хозяйки не перепутать, остальных членов семьи можно просто назвать „детки“».

Однако в газетах того времени этот обычай называли «китайской церемонией» — сложной и затратной. Лучше бы деньги, высказывались авторы статей, которые тратятся каждый год на визиты, пустить на какие-то действительно нужные дела. Многие горожане стали отказываться от этих хождений. Список таких людей публиковался в газетах. Сэкономленные на рождественских визитах средства граждане отдавали на благотворительность.