23 июля в тофаларском горном селе Верхняя Гутара прошел национальный праздник Аргамчы Ыры. На него собрались жители всех населенных поселков Тофаларии: Верхняя Гутара, Нерха и Алыгджер, а также гости из Нижнеудинска, Иркутска и других городов.
Вероника ПЕСЧИНСКАЯ
Таинственный народ тофалары
Первые упоминания о тофаларах можно встретить в китайских летописях V века, относящихся к Вэйской династии. Они платили дань китайской империи и проживали восточнее Енисея. Сама Тофалария вошла в состав Московского государства только в XVII веке и стала пограничной территорией с Китаем. Любители таинственного поговаривают, что происхождение этого народа — из космоса.
Тофалары — самый малочисленный народ в России. С XVII и до начала ХХ века численность тофаларов в России почти не менялась — их насчитывалось около четырехсот. В 2021 году в Иркутской области жило 719 тофаларов, в трех населенных пунктах: село Верхняя Гутара, село Алыгджер и деревня Нерха. Этот народ живет обособленно, что объясняется сложной географией. Добраться в Тофаларию можно только по воздуху, зимой возможно добраться на специализированной технике по льду реки.
В древности кочевые племена и роды собирались вместе несколько раз в год, чтобы обменяться новостями, товарами, устроить состязания, встретить родственников, найти себе новых друзей и женихов-невест.
В Тофаларии также были свои праздники: до принятия оседлости в 1927 году кочевой народ, состоящий из пяти родов, вместе собирался лишь один раз в год, в зимнее время. Тофалары спускались в долину на административно-хозяйственный съезд, называемый «Суглан». Там охотники и оленеводы сдавали пушнину, закупали провиант, решали спорные вопросы. Суглан как средство общения и форма объединения народа включал в себя элементы праздничной культуры. Здесь крестили детей по православной вере, совершали свадебные сговоры, устраивали спортивные состязания и веселые пиры.
С меньшим размахом проходили летние встречи, когда пара близких родов собиралась со стадами оленей на пастбище в горных гольцах. Но зато эти встречи были продолжительней и разнообразней.
В 1991 году появился свой летний праздник тофаларов под названием «Аргамчи-Ыры», что означает «Арканьи игры».
Из истории праздника
В 1990 году Исполком Нижнеудинского районного Совета народных депутатов и коллегии управления культуры Иркутского облисполкома выпустили постановление «О возрождении и развитии национальной культуры Тофаларии». Был разработан план мероприятий: создание этнокультурного центра, а также проведение этнографических экспедиций, по итогам которых и было решено провести первый национальный праздник «Аргамчи-Ыры».
«Праздник проводится в целях возрождения народной культуры, развития самодеятельного творчества, физической культуры и культуры общения в сфере досуга населения Тофаларии», — говорится в рабочем документе. Первые игры прошли 6-7 июля 1991 года в поселке Алыгджер, на большой поляне у опушки леса — это была условная «стоянка».
Программа включала этнографический конкурс: устройство чума, устройство очага, приготовление национального блюда, выставку предметов быта (одежда, обувь, головные уборы, украшения, утварь домашнего обихода, работы мастеров декоративно-прикладного искусства). Вторая часть программы — смотр фольклорных коллективов: исполнение народных песен, танцев, былин, сказаний, а также разучивание национальной игры и показ обряда (по выбору).
Третья и самая яркая часть — спортивное состязание по национальному многоборью на звание «Мэргэн Тофаларии». В него вошла борьба — «Хуреш», бега на оленях — «Маргыш», стрельба в цель, метание аркана — «Соотуг», и поднятие тяжести, то есть камня — «Мерклер таш». Вот как это выглядит: валун весом около 70 килограммов надо оторвать от земли, поднять на вытянутых руках и стукнуть им о ствол дерева, чтобы остался след. Эта метка является результатом. Кто выше поднимет камень — тот победил. Также были товарищеские встречи по футболу, волейболу, легкой атлетике, эстафета-бег 4×100 метров.
Тут же гостей ждало угощение: национальные блюда, приготовленные на костре — мясной отвар «бухулёр», жаренное на огне мясо, печеные лепешки. Праздник завершался в сумерках у большого костра.
С годами главный «спонсор» — коопзверопромхоз — перестал существовать. Но праздник жив и вносит большое оживление в размеренную и неторопливую жизнь тофов. Он стал частью культуры, а в детском саду поселка Алыгджер даже проводится детский праздник «Аргамчи-Ыры».
Арканьи игры в наши дни
Наталья Тутаева, директор дома культуры села Верхняя Гутара, она же — хранительница традиций народа Тофаларии, говорит:
— Аргамчы Ыры — уже давно не просто народное гуляние жителей Тофаларии. Этот национальный праздник объединил всех жителей нашего района вокруг общей идеи и культурных традиций. Возможно, именно такие события помогут привлечь внимание не только к уникальным обычаям нашего тофаларского народа, но и его проблемам.
23 июля 2023 года на праздник собрались как сами тофалары: жители Верхней Гутары, села Алыгджер и деревни Нерха, так и гости из Нижнеудинска, Иркутска и других городов.
Организацией праздника занимался Верхнегутарский Дом культуры во главе с хранительницами традиций народа Тофаларии Натальей Тутаевой и Еленой Морозовой, при активной поддержке районного Центра народного творчества и досуга и Центра культуры коренных народов Прибайкалья.
Праздник традиционно начался с обряда очищения, символизирующего новое начало и возрождение. Его провела Наталья Тутаева. Затем последовали зажигательные выступления творческих коллективов, которые поразили своим профессионализмом и энергией, показали богатство культуры и наследия тофаларского народа.
Как прошел праздник?
Особый интерес, как всегда, вызвали спортивные состязания. По результатам всех состязаний на празднике выбирают лучшего Мэргена Тофаларии.
Наталья Тутава рассказывает:
— Соревнования по перетягиванию палки выглядят так: двое участников садятся на медвежью шкуру, между ними ставится доска, в которую они упираются ногами. И тянут палку — кто кого перетянет? Метание аркана — очень яркий момент праздника. Веревку нужно набросить на имитацию зверя — оленьи рога, метров с пятнадцати. И это очень непросто. Веревка сделала традиционным способом, из шеи изюбра: берут шкуру, режут ее на полосы, мочат, солят… Это целое дело. Получается кожаная веревка, которую надо правильно свернуть, чтобы аркан летел и в воздухе расправлялся. И попасть в цель.
Погода была хорошая. Правда, покапал кратковременный дождик, но он ничему не помешал.
— Соревнования идут независимо от погоды, настолько все одухотворены этим праздником. Потому что он у нас такой один летний! Не считая детских. Но даже если бы пошел сильный ливень, он бы тоже никого не испугал. Несколько лет назад был случай: шел дождь, и все равно люди пришли, мы натягивали тенты там, где зрители сидят. И в такую погоду мы провели праздник, и никто не ушел! — говорит Наталья Николаевна.
Мэргеном Тофаларии стал 32-летний Даниил Кусаев, отец троих детей. Он выиграл пятиборье, в которое входит: стрельба из лука, метание аркана, перетягивание палки, борьба и поднятие камня. В подарок получил генератор — очень актуальная вещь в хозяйстве Тофаларии. А также выиграл лошадь с седлом — главный приз праздника. Он стал лучшим в главном состязании — поднятии камня.
Если мужчины состязаются за звание мэргена, то женщины могут получить гордое звание хозяйки чума. Для этого участнице требуется представить чум с национальными блюдами. Здесь выиграла Эльвира Бухтурбаева.
Благодарность за поддержку
Мэр Нижнеудинского района Анатолий Крупенев поздравил жителей Тофаларии. Он отметил важность сохранения и продвижения культурного наследия этого региона. Также перед присутствующими выступил директор Центра культуры коренных народов Прибайкалья Александр Стариков, который прибыл в Тофаларию для выявления объектов нематериального этнокультурного достояния.
Наталья Анциферова, которая стояла у истоков создания Тофаларского этноцентра, также присутствовала на мероприятии. Ее преданность и любовь к Тофаларии вдохновляют местных жителей и помогают сохранить и передать наследие этого уникального народа. А организаторы, в свою очередь, благодарят всех, кто оказал организационную и спонсорскую помощь, в том числе министерство культуры Иркутской области и министра Олесю Полунину.
С использованием информации газеты «Тракт» (Нижнеудинск)