Руководитель вокально-инструментальных ансамблей «Джем», «Джем-джуниор» и «Микрофон» Андрей Шаповалов идет с музыкой по жизни. Автор-исполнитель собственных песен, он 20 лет проработал в Федеральной службе исполнения наказаний. В свободное от работы время Андрей Шаповалов решил обучать детей исполнительскому искусству и пришел работать в Дом культуры деревни Грановщина Иркутского района. Когда-то его девятилетним мальчишкой тоже приняли в вокально-инструментальный ансамбль, и с тех пор музыка стала его путеводной звездой. В этом году Андрей Шаповалов стал лауреатом конкурса «Лучшие сельские учреждения культуры и их работники». В интервью он рассказал своих коллективах, учениках и творческом пути.
Елена ОРЛОВА
— Андрей Геннадьевич, расскажите, как музыка пришла в вашу жизнь?
— Я увлекался музыкой с детства. В семь лет я уже играл на двух инструментах: на гитаре и клавишных. У меня не было базового музыкального образования. Отец научил меня играть на семиструнной гитаре, показал мне базовые аккорды. С тех пор я развивался в этом направлении. Уже гораздо позже выучился на педагога дополнительного образования по классу гитары.
— Вы родом из Иркутской области?
— Нет, в Иркутск я переехал семь лет назад с Дальнего Востока. Но в юности я окончил Иркутское авиационное училище, так что, можно сказать, что это город моей юности.
— Кто вы по профессии?
— Я 20 лет проработал в Федеральной службе исполнения наказания и вышел на пенсию в звании майора. Но музыка меня сопровождала на протяжении всей жизни. Постоянно выступал как автор-исполнитель собственных песен. В 2010 году даже отстаивал честь Дальнего Востока на конкурсе авторской песни в Москве, где занял второе место.
— Как вы решились учить музыке детей?
— Думаю, что подрастающему поколению это нужно. Я сам вырос в этой атмосфере. Мне было девять лет, когда я пришел в вокально-инструментальный ансамбль «Авиасалон». И меня учили музыке взрослые дяденьки. Играл в этом коллективе до 16 лет, и это сформировало меня как личность. Потом, кстати, в армии два года играл на ударной установке.
Но, конечно, учить музыке детей непросто. Изначально нужно обучить каждого игре на том инструменте, который он выбрал, и только потом сводить их в единый коллектив. А там начинается еще более сложная работа.
— Какую музыку вы любите?
— Я вырос на русском роке: «Машине времени», Кузьмине, «Алисе», «Альфе» и так далее.
— А как автор-исполнитель к какой стилистике вы тяготеете?
— Этот жанр называется служебный шансон. В целом, это авторская песня в широком смысле.
— Кто ваши ученики?
— Ребята от 8 лет до 18 лет. В «Микрофоне» занимаются самые маленькие, ребята постарше в «Джем-джуниор», а самые взрослые — в «Джеме». В каждом коллективе по пять человек. Ребята у меня все очень хорошие. У них нет духа соперничества, они очень дружные.
— Кто-то хочет связать свою жизнь с музыкой?
— Многие, ведь я с детства прививаю им любовь к этому виду искусства. Кто-то хочет в дальнейшем учить музыке детей, другие — петь, третьи — играть в ансамблях. Наш бас-гитарист Станислав Эпов скоро будет поступать в Музыкальное училище имени Гнесиных. Кстати, его старший брат уже окончил Гнесинку и сейчас работает в столице. Станислав мечтает пойти по его стопам. Вокалист и соло-гитарист Кирилл Баженов собирается поступать в Иркутский музыкальный колледж. Уверен, у ребят все получится.
Вообще, у меня все ребята очень талантливые. Даже те, кто не связал свою жизнь с музыкой. Например, моя бывшая ученица Амелия Папикян окончила школу с золотой медалью, поступила в Иркутский государственный медицинский институт, ведь медицина — ее призвание. Но и музыку она не бросает, а когда у нее есть время, приходит к нам в гости. Еще один наш гитарист, Даниил Тимошенко, тоже идет на золотую медаль и хочет стать врачом. Думаю, для них музыка будет хорошим хобби.
— На ваш взгляд, что дают детям занятия музыкой?
— Музыка делает людей мягче, добрее. Я могу сказать на собственном опыте, что 20 лет работы в системе исполнения наказаний меня не изменили внутренне, не сломали именно благодаря музыке. Хотя в нашей профессии профдеформация не редкость. А еще игра в вокально-инструментальном ансамбле учит детей работать в команде. Например, барабанщик должен играть в долю с басистом, все — слышать друг друга. И таких нюансов очень много. Если ошибается один, то ошибаются все. Кроме того, опыт выступления на сцене помогает стать увереннее в себе. Мы с ребятами участвуем в различных конкурсах, от районных до международных, что также помогает им поверить в себя.
05.09.2023