Она в состоянии оживить любой предмет — варежку, цветок, стул. Может заставить куклу говорить, петь и танцевать. Создать на сцене любой характер — злодейку с двойным дном, отчаянного пирата, притягательную русалку, трогательного любопытного медвежонка. Погрузить зал в переживание или веселье. Алена Копылова, актриса Иркутского областного театра кукол «Аистёнок», рассказала порталу «Культура 38» о взаимоотношениях с куклами, погружении в образ и о том, как поссориться с женихом.
Екатерина САНЖИЕВА
Перед спектаклем всегда страшно
— Почему вы выбрали именно направление «Актёр театра кукол»?
— Тех, кто целенаправленно поступает на «кукольников», достаточно мало. Меня в эту профессию привела судьба. С самого детства я ходила в разные кружки, выступала на утренниках. Мне нравилось видеть улыбки, слышать аплодисменты. Я пробовала заниматься в цирковой студии, хотела стать воздушной гимнасткой, кружить под куполом, нести красоту. Затем пошла в театральную студию, мне это очень понравилось. А после девятого класса решила поступать в театральное училище. Но в тот год был набор артистов музыкального театра. А с вокалом я не дружила. Поэтому я пошла в десятый класс, подумала: «Значит, не судьба». Но после десятого класса как раз набирал будущих актёров театра кукол.
И я побежала к маме, радостно сообщив, что хочу поступать туда. «А ты уверена, что готова к этому? Это ведь такая сложная профессия», — засомневалась мама. Ей больше хотелось, чтобы я пошла учиться на учителя физкультуры. Я ходила в секцию волейбола и была спортивная. Но моё желание стать актрисой оказалось сильнее. Я уговорила маму пойти со мной на День открытых дверей в театральное училище. Там как раз был главный режиссёр театра кукол «Аистёнок» Юрий Анатольевич Уткин. И он сказал слова, которые маме очень понравились: «Вы поступаете на очень востребованную специальность — артистов-кукольников. А это люди, которые несут добро и свет детям и взрослым». Мама была растрогана. А я исполнила свою мечту, окончив училище с красным дипломом.
— Сложно ли было учиться? Какими умениями и качествами должен обладать «кукольник»?
— Для актёра театра кукол очень важно терпение, память, выносливость, способность к импровизации. Училище — это хорошая школа, большой опыт и вместе с тем испытание на прочность, силу воли, целеустремленность. Поступило на наш поток 30 человек, а выпустилось — 18. Многие ушли на первом курсе со словами: «Нам не хватает личной жизни». И их можно было понять: занятия начинались с 9:30, а то и с восьми утра и до вечера. Иногда приходилось учиться даже по воскресеньям. Были и такие сложные дисциплины, как вокал. А я никогда не пела. Была в этом смысле зажата, страшно было даже услышать свой голос. Но наши педагоги сотворили невозможное: я начала слышать ноты, начала петь. Сумела себя психологически пересилить, побороть неуверенность. И в этом мне тоже помогли преподаватели.
— Вспомните, как вы впервые вышли на сцену. Было ли вам страшно?
— Запомнилась постановка в театральной студии. Мне было тогда 14 лет. Играла в пьесе про девочку, которая одна отправилась в кругосветной путешествие на яхте. Спектакль длился чуть больше часа. И я, исполнявшая главную роль, всё это время находилась на сцене. Да, это было сложно и страшно. Перед спектаклем артистам всегда страшно. Кто-то из опытных мастеров, приходивших к нам в училище, сказал: «Если вам перед спектаклем нестрашно, если вы не испытываете душевного трепета, то, возможно, вы уже не любите свою профессию». Но у меня такой характер, что даже когда сложно и страшно, я заставляю себя идти до конца. Мы поехали с этой постановкой на международный театральный фестиваль, проходивший на Ольхоне, и я там получила приз за лучшую женскую роль.
— А как вас приняли в театре? Было ли сложно влиться в коллектив?
— У нас очень доброжелательный коллектив. Для меня это семья. Мы всё делим на всех. Когда случаются неприятности, не пытаемся найти виноватого, козла отпущения, мы анализируем проблему, делаем выводы и идём дальше. Радости тоже делим на всех. Даже если премию получили, к примеру, пять артистов. Но у нашего театра такая политика, что нужно поощрить всех причастных к постановке, всю команду. Я сразу ощутила это дружеское отношение, поддержку. Когда старшие коллеги приходили на сдачу спектакля «Остров Иукини» — это был наш первый спектакль на сцене «Аистёнка» — они не делали нам замечания, не критиковали. После прогона подходили и предлагали: «А попробуй в этой сцене сделать так». И это значило не то, что ты плохо сыграл, а что ты мог бы сыграть ещё лучше. У нас никто никогда не отрезает у куклы другого актера нити, как, слышала, бывает в других театрах. Мы уважаем кукол наших коллег. Если видим, что кукла упала с гребёнки (конструкция, где хранятся театральные куклы – Е.С.), то обязательно ее поднимем, поправим ей голову, починим руки.
Как колобок остался без носа
— Как вы находите общий язык с разными куклами? С какими сложнее, с какими легче?
— Когда мы учились в театральном, нас учили управлять куклами, водить их. Но прежде чем овладеть техникой, мы начинали её оживлять. Садились рядом с ней, настраиваясь на диалог с ней. Кукла должна стать твоим партнёром, и ты пытаешься вдохнуть в неё душу. Для меня это момент некой медитации, магии. Сначала ты впадаешь в состояние прострации, а потом начинаешь доверять кукле, понимать, чувствовать её. Кажется, это она хочет подойти и посмотреть в окно, а ты просто исполняешь её волю. Ты веришь в то, что она живая. Мы все в детстве играли в куклы. И когда ты берёшь в руки театральную куклу, то позволяешь своему внутреннему ребёнку выйти, порадоваться, вновь поверить в чудо. С опытом найти контакт с куклой становится легче. Когда ты только начинаешь с ней работать, у тебя масса зажимов, комплексов. Ты думаешь: «А как выгляжу со стороны? А что про меня подумают?». Сейчас для меня не составляет труда взять куклу и выйти на улицу. Мне хочется её показать, я люблю её, дружу с ней. Она — часть меня.
— А бывает, что отношения с какой-то куклой не складываются?
— У меня такого не было. Ведь каждый спектакль для актёра — огромное событие и большое счастье. Каждый раз ты проживаешь на сцене особенную жизнь. Бывает, что во время спектакля кукла ломается. Что тогда делать? Импровизировать! Однажды мы играли спектакль «Колобок». Там есть интерактивные части: я выхожу к зрителям, с ними общаюсь. И вот одной девочке так понравился колобок, что она схватила его и не отдаёт. Мы с мамой давай её уговаривать: «Колобочку больно, он хочет дальше сказку рассказывать! Отпусти его!». В арсенале у нас восемь колобков разного размера. А этот был основным, который вёл всё действо. Я исхитрилась и забрала у девочки куклу, но у колобка отвалился нос. Тогда я быстро побежала и за декорациями взяла другого колобка.
Как-то играли спектакль «Лев на каникулах». Я исполняю маленькую девочку, и у меня сломалась «вожатка» (приспособление, с помощью которого управляют головой куклы — Е.С.). И из-за этого моя героиня не могла моргать. А это было очень важно, потому что по сюжету она плакала. И во время маленького перерыва я забежала за декорации, быстро всё попыталась починить. Но моргать кукла всё же не могла. Я решила обыграть сцену, где у куклы льются слезы: сделала так, будто моей кукле стыдно реветь при всех, и она прячется, чтобы никто её слёз не видел.
— А насколько вообще во время спектакля допускается импровизация?
— Есть зерно роли, есть конфликты, события, которые происходят по сценарию. И артистам важно донести суть, главную идею постановки. А во всём остальном допускаются экспромты. И каждый спектакль получается по-разному. Может, это зависит от нашего настроения, может, от атмосферы в зале. Мы с партнёрами по сцене придумываем какие-то находки, реплики, шутки. Иногда хочется покуражиться, иногда быть более вдумчивыми и драматичными.
— Правда ли, что для детей гораздо сложнее играть, труднее удерживать их внимание?
— Дети — очень искренние, они не умеют притворяться. Чувствуют, когда актёр общается с ними от чистого сердца. Если им интересно, они замолкают, растворяются в происходящем. Если ты потерял их внимание, вновь вернуть его очень сложно. Ребята могут отвлечься на чипсы, на телефон, на общение с соседом. Когда мы ездим по области, дети часто приносят с собой попкорн, думая, что театр как кино. И вот они открывают попкорн, но начинается спектакль — и все забывают про лакомство. Дети все в этом действии, они подключены к спектаклю, и есть уже им не хочется. Самая сложная аудитория — это четвёртые-пятые классы: в сказку уже не верят, а взрослыми, усидчивыми пока не стали. Но и здесь у нас есть особые приёмы, чтобы привлечь внимание зрителей: где-то голос делаешь громче, где-то держишь паузу. Иногда ты можешь посмотреть в зал, когда нет «четвертой» стены, как бы спрашивая: «Вы здесь? Мы партнеры?». Дети понимают такие сигналы и замолкают.
— Бывают какие-то необычные отклики от зрителей?
— Да, мы были в Санкт-Петербурге на гастролях в Кукольном театре сказки. Мы показывали спектакль «Слонёнок пошёл учиться». Там в финале есть момент, когда все артисты ушли, а я выглядываю из-за декораций и машу зрителям рукой: «Пока!». И маленькая девочка лет трёх из зала вдруг закричала: «Нет, не пока, не пока! Не уходите!». У меня было приятное потрясение. А ещё у нас маленькие зрители приносят в театр поделки, чтобы получить удостоверение юного театрала. В последнее время я часто прихожу к нашим администраторам и забираю поделки медвежонка Умки, говорю: «Это же мой портрет!». Ведь только я играю Умку, без дублёров. У меня целая коллекция таких белых медвежат.
Не стать стервой
— В спектакле «Братец Кролик и Братец Лис» вы играете сразу четырёх персонажей: миссис Мидоус, Медведя, Черепаху и Грифа. Сложно, наверное, исполнять сразу нескольких разных героев?
— Артисты театра кукол многозадачны. В ходе спектакля ты должен уследить за своими куклами, чтобы они были живыми. При этом должен ощущать своих партнёров, понимать, что в данное время происходит в зале, «попадаешь» ли ты в зрителя или нет. Это целый комплекс задач. И всё это надо делать, не выходя из образа. Такое умение приходит с опытом. Студенты училища сначала берут один объект внимания, потом переходят ко второму, затем — к третьему. В сказке «Братец Кролик и Братец Лис» это было сложно ещё и потому, что надо было запомнить, куда положить реквизит, откуда забрать, кому помочь. Всё надо делать чётко и быстро, не выходя из образа.
— Как вы погружаетесь в образ? Вы сказали, что самое сложное для вас было перевоплотиться в своих персонажей, так как в жизни вы другая…
— Миссис Мидоус я играю живым планом. Она злодейка, но характер свой открывает не сразу. В начале спектакля она хозяйка салуна на Диком Западе, доброжелательная, гостеприимная. Только в отдельные мгновения я «приоткрываю» её злодейскую сущность. И внимательные зрители начинают понимать — что-то в этой барышне не так. Миссис Мидоус ассоциируется у меня с черепахой. Хладнокровная, умная, хитрая, опытная. А я — Алена Копылова — совершенно другая. И вот ехала я в троллейбусе и пыталась смотреть на людей глазами миссис Мидоус, думая: «Вы все плохие, завистливые, алчные, вы не лучше меня». Старалась войти в её психологию, пыталась думать, как она. Такие тренинги нам давали в училище: а попробуйте в реальной жизни поступать, как ваш персонаж. Когда ты пытаешься «залезть» в его шкуру, то и на сцене твой герой получается более многогранный, яркий, достоверный.
— Вы на ком-нибудь свои роли оттачиваете, тренируетесь?
— Да, иногда из-за этого даже случаются конфликты. Однажды прихожу домой и с порога грубо так говорю жениху: «Ужин готов?». «Что? — возмущается он. — Я это делаю от души, почему ты так со мной разговариваешь?!». Снова спрашиваю: «Ужин готов?». И когда он уже почти передумал на мне жениться (смеётся), я ему раскрыла карты, сказала, что так вхожу в образ. И он тут же начал мне подыгрывать. Он у меня с чувством юмора, тоже работает в театре и понимает нашу кухню. Когда мы только начинали встречаться, мой молодой человек понимал, что я не такая, как все, что я — актриса.
— Что такое для вас быть актрисой?
— В первую очередь, это значит быть честной с самой собой, своими партнёрами, со зрителями. Быть честной по отношению к работе. Бывают такие моменты, когда мне не хочется играть ту или иную роль. И это не от того, что спектакль плохой, а это связано с моим настроением, самочувствием. Но я стараюсь свои эмоции не сбрасывать на своих коллег, ведь никто не виноват в том, что тебе грустно или ты устала. Приходя в театр, ты не имеешь право быть мрачной, вялой, раздражённой. Быть актрисой — это значит быть целеустремлённой. Ты ставишь себе высокую планку и стараешься ниже неё не опускаться. У нас в коллективе, как и везде, есть конкуренция. Другое дело, что она проявляется только в творческой плоскости. Конечно, ты хочешь доказать, что не хуже остальных, что на многое способна. Но при этом важно не становиться стервой. Ты просто упорно работаешь, приобретаешь новые умения. Театр — это ремесло, которому учишься всю жизнь. А ещё, работая в детском театре, важно не бояться быть смешной, нелепой, даже карикатурной. Корчить гримасы, куражиться. Важно сохранять в себе ребёнка. Тогда и для детей ты сможешь открыть чудесный мир сказки.