«Когда дети впервые приходят в театр, они еще не знают правил: как себя вести, что можно, чего нельзя? В нашем проекте «Посвящение в театральные зрители» их встречают персонажи сказок и в дружеском тоне рассказывают, что такое актерская профессия, как работают куклы, а заодно объясняют правила поведения в театре», — говорит Диана Бронникова, актриса Иркутского областного театра кукол «Аистенок» и автор новой программы, которую зрители впервые увидели 31 января.
Сам проект «Посвящение в театральные зрители» в театре кукол «Аистенок» работает с 2018 года. Он призван в игровой манере научить детей, как правильно вести себя в театре. На это мероприятие не купишь билет в кассе запросто: сюда приходят организованные группы, обычно — первоклассники, иногда — воспитанники детских садов. О посещении нужно договариваться заранее.
Новая программа создается обычно в начале учебного года, когда дети начинают организовано ходить на культурные мероприятия, или в начале календарного года, как сейчас. Героями новой программы стали персонажи сказки «Алиса в стране чудес».
Праздник начинается сразу на входе в театр. Сняв курточки и выпутавшись из своих шарфов, малыши видят персонажей известной сказки Льюиса Кэррола. Их встречают Алиса, Белый Кролик, Фрейлина и Шляпник. К Шляпнику выстраивается очередь: он начинает рисовать детям на лицах сердечки. Далее идут мини-уроки музыки, актёрского мастерства, сценической речи.
А вот артисты Андрей Дюков и Тамара Гуринович показывают, как работают куклы. Вот Король, а вот Белка, которую держит Андрей Дюков, разговаривает с ней. Белка настолько живая и эмоциональная, что не сразу доходит, кто за нее говорит! Конечно же, сам артист!
Детям дают кукол подержать в руках, показывают, как действует механизм, учат обращаться. Куклы бывают марионеточные, перчаточные, тростевые. Вот марионеточная кукла — Король. Конечно, механизм сложный, и заставить Короля шевелить руками не так-то просто. Одна девочка пытается хитрить и тянуть непосредственно за веревочки.
— Нельзя руками нитки трогать! — строго ей говорит другая девочка.
— А сама только что трогала! — парирует та, что с куклой.
Дети — очень чуткие зрители. Водить их в театр и обогащать маленький культурный мир малышей нужно. Но при этом они не должны испытывать давления. Согласитесь, есть разница — когда строгая учительница объясняет, как себя вести в театре, или это делает забавный персонаж сказки? Для детей это — часть праздника: возможность быть рядом с артистами.
Автор программы — Диана Бронникова, актриса театра кукол «Аистенок», мастер сцены и начинающий режиссер. Параллельно с работой в иркутском театре Диана учится в Ярославском театральном институте на режиссера театра кукол. Она рассказывает:
— Раньше мы были только на сцене, между артистами и зрителями всегда был барьер. А такой подход, как в нашем проекте, позволяет убрать этот барьер. Детям хочется вступать в контакт с артистами, когда можно запросто пообщаться, подойти и спросить: «Заяц, а почему у тебя белые уши?» И Заяц ответит! И можно ему любые вопросы задать. Эта интермедия, которую я придумала, а помогла мне Наталья Иванова, наша заведующая литературной частью: она написал текст, а я воплотила это действие. Сначала детей встречают персонажи, которые в дружеском тоне знакомят их с театром, рассказывают правила поведения в театре, а также знакомят их с актерской профессией театра кукол: из чего она состоит? Это — кукловождение, грим, сценическая речь, игра на музыкальных инструментах. Со всеми этими направлениями мы знакомим ребят. А дальше, естественно, должен быть конфликт, как в любом действии. У нас появляется Королева, которая поссорилась со Временем, и теперь не может начаться сам праздник. Но с помощью детей мы ее помирили, и праздник состоится! Дальше дети пройдут в зрительный зал, а Алиса и Белый Кролик со сцены помогут закрепить правила: правильно они все поняли или нет? Кролик трактует правила отрицательно, например, говорит: «Я люблю взять морковку и есть ее в зрительном зале!» Можно так? «Нет, в театре так делать нельзя», — говорит «правильная» Алиса. Кролик предлагает во время спектакля все снимать на телефон, а если тебе нравится представление, то надо позвонить маме! Нет, мы убираем телефоны подальше и ставим их на беззвучный режим, объясняет Алиса. И так далее.
Особенность проекта — в нем задействовано очень много молодых актеров. Для них это — потрясающая практика: как взаимодействовать и находить контакт с таким большим количеством детей. Эти маршруты и переходы от одной локации к другой развивают и внимание артистов, и внимание детей.
Особенно шумно в углу с куклами. Очередь желающих никак не заканчивается. Сегодня на посвящение пришло 160 детей.
— Очень шумно, очень весело! — говорит артист Андрей Дюков, — сегодня первый раз идет новая программа, мы еще не приспособились. Но дальше будет все намного интереснее. Как говорится, это была премьера! Спектакль — дело живое, он всегда развивается. Вот у любительских театров спектакль может иметь громадный успех, а потом все пойти по-другому. А профессиональный театр — тут наоборот: после премьеры дело идет все лучше и лучше.