Выберите город или район:



100 лет со дня рождения Любови Семенцовой

Есть имена, которые без преувеличения можно назвать символами определенной сферы. Так имя Любови Николаевны Семенцовой, проявившей себя и в качестве концертирующей пианистки, и в качестве незаурядного педагога, служит подлинным брендом музыкальной культуры Иркутска. И это без преувеличения. 16 марта исполняется ровно 100 лет со дня ее рождения.

Иван КОЛОКОЛЬНИКОВ

Любовь Семенцова. 1963 год
Источник: архив И.А. Колокольникова

Последнее время Семенцову вспоминают в основном как наставницу Дениса Мацуева. Но среди ее учеников еще немало незаурядных музыкальных деятелей: это и памятные иркутянам многолетней творческой деятельностью пианисты Дмитрий Басков и Михаил Клейн, и целая плеяда педагогов Иркутского областного музыкального колледжа, и многолетний художественный руководитель Иркутской филармонии Марина Токарская, и московская органистка Марианна Высоцкая…

Работая в фондах Российского национального музея музыкальной культуры в Москве, автор этих строк встретился с любопытным документом. Это были воспоминания музыковеда Нины Рогожиной. Она писала, как в далекие двадцатые с интересом наблюдала за девочкой лет пяти, которая «бегло играла все гаммы», легкие пьесы и любила сама сочинять музыку. Для столь юного возраста это, несомненно, необычайно значимые показатели. Данной девочкой была Люба Семенцова.

Ребенок с ранних лет рос в атмосфере музыки. Ведь мать, Татьяна Николаевна Афанасьева-Семенцова, была хорошо известна в городе как педагог специального фортепиано в музыкально-образовательных учреждениях. Поэтому стоит ли удивляться, что и дочь пошла по ее стопам. В музыкальной школе девочка училась по двум направлениям: осваивала как фортепиано, так и скрипичную игру. И снова обратимся к интересному документу. На этот раз это будет газетная публикация теперь уже далекого 1937 года. Вот что мы в ней читаем:

Белокурой Любе Семенцовой 13 лет. Она уже исполняет сложные музыкальные произведения на рояле и скрипке: концерты Моцарта, сонаты Гайдна и Бетховена. 1937 год принес Любе много радостей, ряд ее собственных произведений одобрили преподаватели музыки. Люба упорно познает сложные музыкальные произведения лучших композиторов. У нее, как и у всех советских детей, светлая счастливая будущность. В этом году она хочет поступить в музыкальный техникум.

Заметим, в газете мы встречаем устаревшее наименование специальных учебных заведений музыкального профиля: еще осенью 1936 года все музыкальные техникумы страны стали именоваться музыкальными училищами. Как бы то ни было, в стенах училища Любовь Семенцова в 1937 году оказалась. Здесь она училась в фортепианном классе Владимира Сухиненко. А позднее возобновила начатое в школе обучение игре на скрипке: было это уже в годы войны, и занятия проходили в классе эвакуированного из Одессы Вениамина Пронина. Потом была Москва, где девушка стала обучаться в консерватории у видного педагога фортепианной игры Владимира Натансона.

Удалось раскопать малоизвестный факт. В консерватории Любовь Семенцова показала настолько блестящую эрудицию в овладении теоретическими дисциплинами, что легендарные музыковеды Андрей Мутли и Игорь Способин всерьез рекомендовали ей параллельно учиться и на историко-теоретическом факультете. Но, подумав, молодая иркутянка отказалась и сосредоточила все силы на пианистической подготовке. В 1950 году она окончила консерваторию и, вернувшись в Иркутск, сразу включилась в музыкальную жизнь города как концертирующая пианистка и педагог музыкального училища. Также долгое время работала и в музыкальной школе.

Характеризуя концертный репертуар Любови Семенцовой, нельзя не отметить исполнение ею ряда сочинений крупных форм с местными симфоническими оркестрами: сначала — с оркестром радиокомитета, затем — филармонии. Это были фортепианные концерты Л. Бетховена (3-й и 5-й) и Р. Шумана.

Довольно редко бывает так, что ярчайшие дарования со сходным профилем работы находят общий язык. А дружба между подобными людьми практически немыслима. Тем более важны творческое содружество и теплые человеческие отношения Любови Семенцовой с еще одной яркой пианисткой нашего города — Людмилой Холодиловой. Когда в Иркутской филармонии появился Камерный оркестр, возглавленный небезызвестным Львом Касабовым, в содружестве с музыкантами данного коллектива эти две пианистки исполнили знаменитый «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

Дмитрий Басков, Людмила Холодилова, Любовь Семенцова в Новосибирске. 1974 год
Источник: архив И.А. Колокольникова

Память о том исполнении живет в культурной среде города до сих пор! Не менее интересной работой был сыгранный с касабовским оркестром «тройной» концерт И. Баха, где к названным солисткам присоединилась Нина Архангельская — воспитанница Любови Николаевны сначала по музыкальной школе, а затем и по училищу. Выступала Семенцова и с камерным репертуаром. Особенно запомнились иркутянам ее работы в ансамбле с уже упомянутым Львом Касабовым: два тонких музыканта представили тогда ряд запоминающихся исполнений нескольких сонат для скрипки и фортепиано, в том числе всех сонат Бетховена!

Педагогическая деятельность Любови Семенцовой также была долгой и плодотворной. Работая в Иркутской детской музыкальной школе № 1 (сегодня Иркутская областная школа искусств), она часто выявляла одаренность детей на самых ранних стадиях и потом курировала весь ключевой этап процесса их творческого становления: обычно подобные люди вслед за школой и в училище приходили в класс Любови Николаевны. Со временем, окончив консерватории, ряд бывших учеников начал работать бок о бок со своей наставницей в стенах данного учреждения. Но к вчерашним питомцам, теперь ставшим коллегами, Семенцова всегда относилась с большим тактом и уважением, стремилась их поддержать. Надо заметить, что Любовь Николаевна свыше тридцати лет возглавляла в училище фортепианное отделение.

Любовь Николаевна с учениками по детской музыкальной школе. В верхнем ряду первая справа Нина Архангельская
Источник: архив И.А. Колокольникова

По воспоминаниям Марины Токарской, ее педагог всегда верил в возможности ученика, стремился подогреть интерес юных воспитанников. Для этого Семенцова периодически дарила им ноты «на вырост», намекая, что сегодня подаренные произведения кажутся сложными, а завтра вполне могут быть освоены!

Перечисление учеников Любови Семенцовой легко может стать пространным каталогом. Думается, у сегодняшнего материала совсем иная задача — напомнить об этой незаурядной личности, и теперь являющейся достойным примером не только для молодых, но и для опытных музыкантов. Печально только одно: из-за небрежного отношения радио и телевидения к своим архивам до нас не дошло ни одной записи выступлений Любови Николаевны. А ведь играла она долго.

И хотя в последние годы уже не обращалась к исполнению масштабных сочинений, но выступала даже еще в 1992 году на фестивале «Декабристские вечера». Зато ученики Семенцовой, работающие сегодня и в областном музыкальном колледже, и во многих музыкальных школах области, и в музыкально-образовательных заведениях других городов страны передают своим воспитанникам те профессиональные навыки, что получили от своей наставницы. Так появляются на свет уже музыкальные «внуки» легендарной пианистки…